Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
13.12.2020 14:01

Сколько стоит доверие? или Что вас делает владельцем?

Адвокат, голова секції відновного правосуддя Комітету захисту прав людини Національної асоціації адвокатів України, третейський суддя

Назад в будущее или Путешествие по спирали истории (автор текста Валерий Морозов)

Нечасто публикую в своем блоге материалы других авторов, но Валерий Морозов настолько глубоко затронул историческую тему, интересную, уверен, не только для меня, родившегося в СССР, но и для большинства моих друзей, поэтому делюсь трудом Валерия с моими читателями.

С удовольствием и с разрешения автора публикую понравившийся мне фрагмент исследований Валерия Морозова о  нашей общей истории.

«Жизнь моя сложилась так, что в 1988 году я был направлен из АПН на учебу в аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Поступив на кафедру международных отношений, я получил неожиданное предложение от руководства кафедры философии перейти к ним, оставив международные проблемы ради изучения марксизма. В тот год впервые в аспирантуру АОН при ЦК КПСС (сейчас Российская академия государственной службы при Президенте РФ) был конкурс и поступавшие сдавали экзамены, в том числе по философии. На экзамене я и познакомился с руководством кафедры, и, как они сказали, мои ответы заинтересовали их своей «нестандартностью». Чтобы заинтересовать меня, - хотя они не очень рассчитывали, что я соглашусь поменять зарубежные командировки на чтение марксисткой литературы, но попытались, - мне было предложено заняться Александром Богдановым, не просто забытой, а секретной фигурой в истории большевизма. Так я стал первым и, как оказалось, последним в советский период, кто получил разрешение ЦК КПСС на изучение наследия Богданова (Малиновского).

Александр Богданов вместе с Владимиром Лениным был центральной фигурой, лидером партии большевиков до 1909 года. Тогда никто не рассматривал Ленина как теоретика, включая самого Ленина, который так и умер, не считая себя ни теоретиком, ни философом, но талант Богданова как теоретика признавали все. Как сказал Плеханов: «Богданов в теории - это Ленин в практике».

Богданов писал все учебники, на которых в кружках учились поколения социал-демократов, в том числе большевиков, занимался наукой и непосредственно руководил большевистскими организациями на территории Российской империи, в том числе в период первой революции 1905-1906 годов. Ленин постоянно находился в Европе и выполнял больше функции секретаря партии (потом эту роль приписали Надежде Крупской, хотя она, конечно, в делах постоянно помогала Ленину), а также держал архив, финансовые запасы, решал вопросы по организации съездов и конференций, которые проходили в Европе, и вел другие зарубежные дела партии, за исключением партийной школы на Капри в Италии, которой руководили Богданов и Горький.

В 1909 году конфликт Богданова с Лениным по теоретическим, прежде всего, вопросам привел к такому уровню конфронтации, что Богданов был вынужден был создать свою группу «Вперед». В последующие годы он все больше отходил от политики и был исключен Лениным из партии большевиков на Пражской конференции, специально ради этого созванной Лениным. Богданов сосредоточился на науке, создавая свою «организационную науку» – тектологию.

 

На фото: Александр Богданов и Владимир Ленин, тот, который зевает и показывает, что шахматная партия, которую он проигрывает, его мало интересует, на Капри в гостях у Максима Горького, который, являясь сторонником Богданова, пытался их примирить. 1908 г.

Одна из основных идей Богданова, послуживших катализатором его конфликта с Лениным, была идея о том, что весь мир, вся материя состоит из систем, и в любой системе, - в том числе общественной, государственной или идеологической, информационной, или живой, природной, или механической, технической, инженерной, - наряду с материальными структурами и элементами основную роль, то есть не меньшую, чем материальные составляющие системы, играют отношения и взаимодействия между ними.

Причем, от того, как организована система, как организованы ее взаимодействия с другими системами, а также отношения частей внутри системы зависит процесс развития самой системы и всех ее элементов и составных частей, в том числе материальных, передача энергии,  информации и вещества от одних элементов к другим, от одной системы к другой.

Меняя отношения и взамодействия, можно изменять и регулировать процесс развития систем, усиливать их или ослаблять их вплоть до уничтожения. Неправильно организованные взаимодействия ведут к гибели системы, независимо от состава ее материальных элементов.

Более того, Богданов утверждал, что изменения взаимоотношений и связей между людьми приводят к изменению их сознания, а изменение сознания, например, его милитаризация в результате войн и конфликтов, приводит к изменению всех общественных отношений и общества в целом

Эти идеи Богданова, получившие развитие в его «организационной науке», заложили основы кибернетики, информатики, генетики и общей теории систем, а теперь оказались предтечей реляционного мышления.

Эти взгляды, с точки зрения Ленина, отдавали субъективизмом и принижали, а то и отрицали, например, классовый подход. Во всяком случае, могли привести к этому.

Особенно разозлила Ленина идея марксиста Богданова о том, что учение Маркса, его диалектика, заложила только основы новой науки, которую необходимо еще создать, а потом развивать, чтобы правильно построить коммунистическое общество. И Богданов взялся за создание такой науки, назвав ее «организационной наукой» или, от греческого «строить, строитель» - «тектологией». Тут Ленин назвал Богданова «субъективным идеалистом», и таким Богданов и оставался в истории КПСС в течение 70-ти с лишним лет.

Второй идеей, которую Ленин не принял и выступил с ее резкой критикой, была идея о том, что любая общественная или государственная система имеет организационный центр, который определяет и формирует характер системы, ее сущность. Ленин, естественно, против этого не был. Однако, Богданов шел дальше, утверждая, что главной сущностной характеристикой этого центра является не классовый, а моральный кодекс, этический принцип, и именно нравственный прицип, который принят и по которому действует организационный центр, определяет сущность всей системы.

При этом, Богданов считал, что главный моральный принцип, который должен определять действия организационного центра и всей общественной системы при строительстве коммунистического общества и дальше в будущем должен быть тем же, который был определен в течение веков и закреплен как в религиях, так и философиях, а на базе этого принципа должна быть создана еше более гуманистическая мораль. Эта новая мораль, высшего уровня, создаст «нового человека», «человека будущего», который сможет построить коммунистическое общество, создать новую культуру и новую науку, ибо человек начала ХХ века по своему сознанию и моральному уровню развития был не способен построить социализм. После Октябрьского переворота 1917 года эти идеи заложили основы «пролеткульта» - движения за создание новой пролетарской культуры в Советской России.

В 1907 году Ленин смолчать не мог, ибо считал, что революцию пролетариат должен делать, имея марксистскую идеологию и пролетарскую мораль и этику, и этого достаточно для строительства социализма. Богданова он обозвал «богоcтроителем» (Божья мораль плюс тектология - наука о строительстве систем), а вместе с Богдановым богостроителями стали и те, кто разделял его взгляды, в  том числе Горький, Красин, Луначарский...

И в этом «богостроительстве» Богданов тоже оказался близок к нынешним реляционистам... Ну, к этому вопросу мы еще вернемся...

Занимаясь наследием Богданова и его тектологией, я понял, что во многом неудачи, ошибки и, как итог, гибель первого социалистического государства были обусловлены именно отказом когда-то Ленина от развития марксизма, в том числе в направлении, которое начал развивать Богданов.

Культ Ленина, созданный после его смерти, привел к тому, что его ошибки или просчеты, от которых он мог бы отказаться в будущем (Ленин, например, признал в 1922 году правильность некоторых идей Богданова, приверженцем и защитницей которого была даже его родная сестра Мария Ильинична, и согласился создать первый в мире институт переливания крови), были возведены в абсолютные истины, а взгляды его противников преданы большевистской анафеме, а с ними были преданы анафеме и новые науки, которые, как потом оказалось, были так нужны именно новому социалистическому государству, но которые базировались на идеях Богданова: кибернетика («продажная девка империализма»), генетика, искусственный интеллект, теория систем.

Да и теперь догматизм, унаследованный от «ленинской гвардии», никуда из России не делся: мы видим в России такое же неприятие правящей элитой и опозицией, в том числе так называемой «коммунистической», возникающих на Западе новых теорий, в том числе реляционизма, которое отличало большевиков с конца 1920-х годов. Власти и паразитирующие на большевистском наследии «оппозиционеры» даже не пытаются принять новые идеи или создать что-то сами, а копаются в прошлом, пытаясь найти то, что оправдало бы существующую систему правления. А в прошлом, к сожалению, они видят только мертвечину и копаются в ней, не замечая те до сих пор живые идеи, которые как тонкие стебли тянутся из прошлого через настоящее в будущее...

Однако для меня опыт, приобретенный в Академии ЦК КПСС, когда Горбачев, Лигачев и Яковлев, при всем моем к ним негативном отношении, сняли завесу секретности и запрет с политической и научной фигуры Богданова и разрешили изучать его наследие, этот опыт дал мне возможность, когда я познакомился с Майклом и Джереми в 2010 году, сойтись с ними быстро и естественно. Мы все тогда почувствовали и признали общность взглядов на многое.»

Відправити:
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]