ЦИКЛ ПОСТОВ О НОВЫХ ПРАВИЛАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОЯЛТИ НА РЫНКЕ ПО
ДОГОВОРНЫЕ И НАЛОГОВЫЕ МОДЕЛИ РАБОТЫ 2015 ЧАСТЬ 1. РАБОТА С КОНЕЧНЫМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ
ДОГОВОРНЫЕ И НАЛОГОВЫЕ МОДЕЛИ РАБОТЫ 2015
ЧАСТЬ 1. РАБОТА С КОНЕЧНЫМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ
В Украинепрактически ежегодно вносятся изменения в налоговое законодательство, которыесущественным образом влияют на IT-бизнес.Поэтому руководители и главные бухгалтера IT-компаний вынуждены достаточно часто пересматривать своидоговорные и налоговые модели работы и принимать решения – настало ли время ихзаменить. В этом году поводом к такому пересмотру стали изменения в Налоговыйкодекс Украины (далее - НКУ), которые вступили в силу 1 января 2015 года. Так,напрямую сферы ITкоснулись отмена льготного налога на прибыль в размере 5%для субъектов программной индустрии (исключили п.15 подраздела 10 раздела XXНКУ)и изложение определения роялти в новой редакции (пп.14.1.225 п.14.1 статьи 14).Что касается последнего – напомню, что теперь не считаются роялти платежи,полученные как вознаграждение за использование компьютерной программы, еслиусловия использования ограничены функциональным назначением такой программы иее воспроизведение ограничено количеством копий, необходимых для такогоиспользования (использование «конечным потребителем»).
Как жепоменялись модели работы по распространению программного обеспечения? Далеерассматривается дистрибуция ПО вэлектронном виде, как наиболее распространенный в настоящий момент вариантработы.
ПоставщикПО – конечный потребитель, ПО передается на неограниченный срок
Начнемс наиболее типичной операции: правообладатель/дистрибутор/дилер продает ПОконечному потребителю. Такую операцию на практике, как правило, оформляют 2-мявариантами договоров.
Вариант1 – договор поставки программной продукции с применением льготы по НДС (освобождениеот НДС действует с 1 января 2013 года по 1 января 2023 года согласно п.26-1подраздела 2 раздела XXНКУ). Льгота по НДС имеет свои особенности и спорные моменты, но в данномматериале я не буду на них останавливаться.
Вариант2 – лицензионный договор с предоставлением конечному пользователю правапользования программой на неограниченный срок. До 1 января 2015 года к платежу по такому договору стороны чаще всегоприменяли налоговый режим роялти (соответственно, платеж не был объектомналогообложения НДС согласно пп.196.1.6 п.196.1 статьи 196 НКУ). Сейчас же согласноновому налоговому определению роялти этот режим не может применяться к такимплатежам. Это означает, что если ПО распространяется в электронном виде – тооперация будет считаться «поставкой услуг» согласно пп.14.1.185 п.14.1 статьи14 НКУ, - с применением налогообложения НДС в общем порядке.
Возникаетвопрос – можно ли применять к платежам по лицензионным договорам с конечнымипользователями ПО льготу по НДС согласно п.26-1 подраздела 2 раздела XX НКУ? Специалисты сходятсяво мнении, что применение льготы будет высокорисковым до издания ГФС новойобобщающей консультации на этот счет. Поэтому в настоящий момент желающимприменять эту льготу рекомендуется перейти на модель договора поставкипрограммной продукции, а лицензионные условия перенести в договор оберточнойлицензии конечного пользователя с правообладателем.
Вышеуказанноеотносится к налоговому режиму лицензионных договоров с конечнымипользователями, по которым последним предоставляется только право пользоватьсяфункционалом компьютерной программы. Если же по лицензионному договорупредоставляются имущественные авторские права – к примеру, право модифицироватьпрограмму и создавать на ее основе новые программы, - то тогда платеж по такомудоговору может иметь налоговый статус роялти.
ПоставщикПО – конечный потребитель, ПО передается на ограниченный срок
Операцияпо предоставлению программного обеспечения во временное пользование чаще всегооформляется лицензионным договором. Платеж по такому договору может бытьединоразовым на весь срок пользования либо периодическим – ежемесячным,ежеквартальным, ежегодным. Такие продукты, как правило, технически защищены отдальнейшего неправомерного использования. Как уже указано в предыдущих абзацах,платеж по лицензионному договору с конечным пользователем с 1 января 2015 годане считается роялти и является поставкой услуги с применением общего режиманалогообложения НДС.
Какиееще договорные модели работы возможны для такой операции?
Посвоей сути, предоставление ПО во временное пользование – это найм/прокаткомпьютерной программы. Платеж по такому договору также будет считатьсяпоставкой услуги с обычным режимом НДС. Нужно обратить внимание, что право нанайм/прокат является имущественным авторским правом, на которое нераспространяется исчерпание прав, а значит, дистрибутор/дилер должен будетполучить такое право по лицензионному договору с правообладателем (ст.15 ЗаконаУкраины «Об авторском праве и смежных правах»).
Ещеодин вариант договора для этой операции – поставка программной продукции сприменением льготного режима по НДС. В таком договоре указывается норма освойствах товара – ПО будет в рабочем состоянии в течение определенного срока,после которого прекратит работу (с указанием технического аспекта). Этот виддоговора с применением льготного режима НДС используется на практике для ПО сограниченным сроком функционирования, хотя нельзя назвать его безрисковым сналоговой точки зрения – пока он не будет подтвержден практикой проверок либоналоговых консультаций.
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко вчора о 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський вчора о 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков вчора о 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв вчора о 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко вчора о 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Реформа "турботи" Андрій Павловський 27.06.2025 12:07
- Оцінка девелоперського проєкту з позиції мезонінного інвестора, як визначити дохідність Роман Бєлік 26.06.2025 18:39
- Весна без тиші: безпекова ситуація на Херсонщині Тарас Букрєєв 26.06.2025 17:24
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок Антон Новохатній 26.06.2025 16:20
- Коли рак – це геополітика. Або чому світ потребує термінової операції Дана Ярова 26.06.2025 12:35
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 721
- Як керувати бізнесом за тисячі кілометрів і залишатися лідеркою: мій особистий досвід 633
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 281
- Реформа "турботи" 235
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 117
-
Чому ми роками терпимо токсичних людей і як захиститися від маніпуляторів
Життя 11610
-
Літній базовий гардероб – 2025: як зібрати стильну і зручну капсулу – пояснює стилістка
Життя 6532
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 4210
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 3349
-
Золотий гребінець. Хто заробляє на курятині найбільше
Бізнес 2021