Украина-2012: итоги и ожидания
Очевидно, что для украинцев уходящий год был весьма спорным, и запомнился он принятием Евро-2012, громкими парламентскими выборами, а также нестабильным осенним курсом гривны... Но, давайте, по-порядку – что же мы приобрели и что потеряли за последние 12 м
Очевидно, что для украинцев уходящий год был весьмаспорным, и запомнился он принятием Евро-2012, громкими парламентскими выборами,а также нестабильным осенним курсом гривны... Но, давайте, по-порядку – что же мыприобрели и что потеряли за последние 12 месяцев?
Во-первых, состоявшиеся 28 октября выборы Верховной Радыпродемонстрировали изменение политической конфигурации Парламента Украины. Еслив 2006 и 2007 годах депутатов избирали, опираясь еще на итоги марафона 2004года, то логика последнего голосования явно ориентировалась на подготовку сраженияза президентское кресло в 2015 году. Готовились все – и власть в лице Партиирегионов, сумевшая набрать максимум голосов при неблагоприятной для нееполитической и экономической ситуации, и оппозиция, которая почти научиласьдоговариваться, и коммунисты, умело сыгравшие на общественном недовольствеполитикой «регионалов» на Юге и Востоке страны.
Новизна ситуации даже не в приходе новых игроков в лицеВО «Свобода» и «УДАРа», а в отсутствии в законодательном органе «голосующего»большинства. Решение административных вопросов – избрание спикера, Премьера иформирование комитетов – еще не является показателем стабильной работы Парламента,ведь самое интересное начнется с момента пересмотра параметров, утвержденного 6декабря Государственного бюджета на 2013 год.
Кроме того, нужно учесть, что прежней виртуозной игрыдепутатскими карточками уже не будет, по крайней мере, в массовом порядке, иэто уже становится проблемой при утверждении «нужных» кому-либо законопроектов.А, значит, возникает риск детенизации противоречий между различными группамивлияния внутри президентского окружения, что, в конечном счете, можетспровоцировать блокирование деятельности и Парламента, и Правительства.
Во-вторых, непрозрачная и непонятная, с точки зрения финансиста,политика НБУ. С одной стороны, руководители Национального банка заявили, что вближайшее время принципы валютной политики вряд ли кардинально изменятся. И этона фоне падения курса гривны и неудачной попытки ввести механизм индексациигривневых депозитов. Остается невыясненным и вопрос, каким образом будетпроисходить рефинансирование деятельности коммерческих банков? Если в объеме,необходимом для компенсации вкладов населения, то в таком случае вполне допустимскачок в пространство гиперинфляции, правда, в меньших масштабах, нежели вначале 90-х. Если программа рефинансирования коснется исключительно тех банков,которые, как утверждают в НБУ, инвестируют в реальный сектор экономики, тогда получается,что выживут лишь избранные финучреждения, то есть речь идет о повторениикризиса 2008-2010 годов. С другой стороны, Правительство вроде бы отказалось отвведения 15-% сбора от продажи иностранной валюты за наличную гривну,что в определенной степени снизило панику среди населения, однако негативные опасенияостались.
В-третьих, падение мирового спроса на железорудное сырье иметаллопрокат больно ударило по металлургической отрасли Украины, которая являетсяодной из бюджетообразующих. Так, потери от падения экспорта черных металлов вянваре-октябре текущего года превысили 15,55%, а ферросплавов – 14,9%. При этомдоходы общего фонда Госбюджета за 10 месяцев текущего года не превысили 8,9%, -при запланированном приросте 18%. Учитывая долговой кризис Греции, Испании иИталии, а также 5-процентное сокращение потребления стали в Германии, ситуациюв отрасли может выровнять разве что запуск нескольких инфраструктурных проектовв Китае. Однако сумеют ли украинские металлурги вовремя переориентироваться на азиатскийрынок, пока сказать трудно. Существенным препятствием в этом направленииявляется тот факт, что отечественная продукция довольно дорогая, не всегдаотвечает мировым стандартам качества, да и сами корпорации не слишком торопятсяс инвестициями в модернизацию морально устаревших производств.
В-четвертых,проведение Евро-2012 стимулировало развитие гостиничного бизнеса и в целомрекреационного комплекса Украины. За пять лет, предшествующие Чемпионату, было построено118 отелей 2-5 классов на 20753 мест. Причем, если государство сделало ставкуна развитие крупных сетей, располагающих большим номерным фондом, то малый исредний бизнес сконцентрировался в основном на строительстве отелейэконом-класса, ориентированных на «обычного» туриста, но предоставляющих полныйспектр гостиничных услуг. Именно в этот сегмент рынка большей частью вливалисьчастные инвестиции, объем которых, по неподтвержденным расчетам, превысил $3млрд.. В результате весной 2012 года гостиничный рынок в стране вышел в лидерыпо уровню развития. И если в ближайшее время заданные темпы сохранятся, то естьхорошие шансы того, что рекреационная отрасль через несколько лет станет одним из«локомотивов» украинской экономики.
Вместе с тем, еслиоценить промышленность Украины, то за 20 лет она так и осталась прежней –неуклюжей, громоздкой, технологически устаревшей и бюджетоцентристской.Ориентация на экспорт таких отраслей, как химпром, металлургия и энергетикаозначает «социальную консервацию» - когда личное благополучие украинцев зависитот внешнеэкономической конъюнктуры, а не объема товаров и услуг, продаваемых навнутреннем рынке. При этом этот внутренний рынок, в свою очередь, находится в«спящем» положении из-за доминирования «больших» производств и крупныхкорпораций.
Соответственно,для того, чтоб украинцы могли с уверенностью смотреть в будущее, стране нужнаструктурная перестройка экономики, переориентация - хотя бы на уровне бюджета –на малый и средний технологический бизнес, стимулирование покупательнойспособности населения. И в этом отношении показатели ВВП - это показатели роставнутреннего рынка, а не тотальной зависимости экономики страны от ценовойситуации на внешних рынках.
- "Ценз осілості Портнова" і українців, що виїхали за кордон від війни - що спільного? Валерій Карпунцов вчора о 20:46
- Штраф як фіскальний інструмент: де межа між правопорядком і свавіллям? Олександр Рось вчора о 18:34
- Профайлінг у бізнесі України: як підвищити ефективність та знизити кадрові ризики Василь Фенчак вчора о 12:29
- О причине возникновения технологической цивилизации Володимир Стус вчора о 00:59
- Представник Ватикану у Польщі нагородив рашистського посла Андрєєва Володимир Горковенко 22.08.2025 21:51
- Баланс між контролем та гнучкістю Сильвія Красонь-Копаніаж 22.08.2025 21:06
- "Штаб у Лондоні" чи виборчий штаб на Банковій? Дана Ярова 22.08.2025 18:45
- Тварина не іграшка: етичний погляд на "лікування" за допомогою улюбленців Ольга Духневич 22.08.2025 16:57
- Проблеми особистої ефективності Олександр Скнар 22.08.2025 09:44
- Закон про лобіювання. Що має знати бізнес? Віталій Соловей 21.08.2025 00:08
- Тайм-менеджмент для зайнятих: Як знайти час на все, що важливо Олександр Скнар 20.08.2025 16:35
- Що не так із управлінням водними ресурсами в Україні Олег Пендзин 20.08.2025 10:54
- Айсберг корпоративної безпеки Ігор Шевцов 20.08.2025 10:19
- Замість ліквідації – фаховість: недбала експертиза НАБУ стала загрозою для інвестклімату Микола Ореховський 19.08.2025 16:43
- LinkedIn як елемент експортної стратегії: з чого почати малому та середньому бізнесу Дмитро Суслов 19.08.2025 16:11
-
Металургійна імперія Санджива Гупти близька до розвалу: він щойно втратив завод у Британії
Бізнес 11296
-
Назад на роботу після військової служби. Як повертати ветеранів на їх попереднє місце роботи
5294
-
Трамп зупинив будівництво майже готового офшорного вітропарку данської Ørsted у США
Бізнес 4296
-
Занадто добре, щоб бути правдою: чому ми руйнуємо стосунки через страхи з минулого
Життя 4132
-
Канада і США домовилися відновити безмитну торгівлю більшістю товарів
Бізнес 3776