Какие глобальные бизнес-тренды придут в Украину в 2020 году?
Бизнес-консультантам не столько интересно прошлое, как настоящее и будущее.
На рубеже нового десятилетия мир и мировой бизнес будут меняться ещё стремительнее. Многие тенденции трансформаций понятны и уже меняют рынки по всему миру, а какие-то – лишь проявляются. Также, какие-то тренды имеют глобальный характер и будут влиять на бизнес во всем мире, а какие-то затронут только отдельные рынки. В этой статье речь пойдет о тех бизнес-трендах, которые будут влиять на наш рынок в 2020 году.
1. Диверсификация экономических центров
Пока рынки ЕС и США замедляют темпы роста и производства, целый ряд развивающихся стран чувствует себя замечательно. Прежде всего, речь идёт о Китае и Индии – их рынки становятся больше и влиятельнее, а компании давно и прочно засели в The Fortune Global 500. Экономика Китая, конечно, тоже замедляется, но прогноз на 2020-й год обещает около 6% роста ВВП, тогда как экономика “локомотива ЕС” – Германии – вырастет лишь на 1.5%.
Но дело не только в Китае – такие государства, как Индонезия, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа и даже страны Средней Азии, вроде Туркменистана и Узбекистана, демонстрируют стабильный рост. Аналитики уже заявляют о сдвиге мировой экономической силы на Юго-Восток, но даже если это окажется слишком громким заявлением, эти рынки так или иначе будут играть все большую и большую роль. Для Украины это означает новые импортно-экспортные отношения и поиск новых торговых партнеров.
2. Отток человеческого капитала
Одна из составляющих успеха Индии и Китая – это возвращение многих квалифицированных кадров на родину после обучения и/или работы в Европе и США. К сожалению, Украину ожидает обратное явление – отток различных специалистов продолжается, и даже обещает усилиться.
По разным оценкам, от 2.7 до 3.2 миллионов украинцев работают за границей на постоянной основе, а некоторые данные свидетельствуют о том, что сезонно этот показатель может достигать и 7, и даже 9 миллионов. Несколько лет назад мы говорили о наиболее квалифицированных кадрах – IT-специалистах и топ-менеджменте. Сейчас за границу выезжают представители простых рабочих профессий, условия работы которых тут и за границей отличаются колоссально. А с 2020 года Германия упрощает процедуру трудоустройства иностранцев – так они стремятся ускорить свой собственный рост. Похожие инициативы происходят в Польше, Чехии и других странах, которые пользуются спросом у наших трудовых мигрантов.
Для украинского бизнеса это означает ухудшающийся кадровый голод. Предпринимателям придется больше и больше вкладываться в обеспечение достойных условий своим сотрудникам, и в особенности – самым квалифицированным из них.
3. Цифровизация всего
Тема развития цифровых технологий избита до невозможности, но это не отменяет ее непосредственного влияния на бизнес. Влияние это усиливается с каждым годом, и хоть реальность пока ещё очень далека от наших представлений о том, как должен работать искусственный интеллект, цифровые технологии неумолимо меняют всё.
К 2030 году до 400 миллионов рабочих мест в мире могут быть автоматизированы, и ещё от 550 до 890 миллионов новых появятся. При этом, даже с существующим уровнем технологий, 30% процессов из ⅔ всей мировой экономической деятельности уже можно автоматизировать. В реальности, технологический прогресс наверняка будет еще стремительнее.
Может показаться, что всё это – очень далеко от Украины, но это не так. Во-первых, конкурировать на глобальном рынке нашим бизнесам придется с теми, кто уже вовсю внедряет передовые технологии. Во-вторых, в Украине уже немало компаний, для которых цифровая трансформация является приоритетным направлением развития. Те, кто вышли на этот путь первыми, в итоге получат наибольший экономический эффект.
4. Сдвиг поколений
Теория поколений весьма неоднозначна и спорна, но нельзя отрицать определенные паттерны поведения у разных возрастных групп. Общая мировая тенденция наших дней – это выход поколения беби-бумеров на пенсии и активное включение в экономику миллениалов и “новичков” из поколения Z. Конечно, для украинских реалий эти паттерны очень отличны от западных, но и наши миллениалы с зумерами весьма отличаются от старшего поколения – они куда более ценят личную свободу и пространство и менее склонны к всеохватывающему потреблению.
Для отечественного бизнесмена это означает новый подход и к работе с клиентом, и с потенциальным сотрудником. Соискатели нового поколения будут искать наилучшую работу не только по размеру зарплаты, но и в разрезе графика работы и личной свободы, атмосферы в коллективе и отношений с начальством, и даже – ценностей компании. Клиент точно также будет ждать от бренда новых подходов, и ценовой фактор далеко не всегда играет для него главную роль.
5. Рынок ценностей
Экологические и социальные проблемы, во многом вызванные чрезмерным потреблением, заставляют все поколения задумываться о своем образе жизни. На рубеже 2020 года, любая крупная компания формулирует определенную миссию и присущие ей ценности, обеспечивающие лояльность потребителя, который сегодня заботиться не только о личной выгоде, но и о том, чтобы его покупка была завернута в экологически дружественную упаковку, имела низкий углеродный след, а ее производство не эксплуатировало уязвимые социальные группы. Компании, которые учитывают эти факторы, привязывают к себе клиентов очень прочными связями, и наоборот – те, кто игнорирует фактор ценностей в бизнесе в наше время, рискует быстро потерять клиентов.
В Украине это происходит не так быстро, как на Западе, но этот тренд уже присутствует и здесь. Экологичность, социальная справедливость и инклюзия уже заставляют украинцев любить одни бренды и отказываться от других, и в ближайшие годы эта тенденция будет укрепляться.
Бизнес – это искусство приспособления к постоянным изменениям. Кому-то покажется, что попытки предугадать перемены – подобно гаданию на хрустальном шаре. Те же, кто понимает, что все процессы имеют предпосылки и могут прослеживаться, – держат руку на пульсе тенденций и веяний. Они же, в конечном итоге, получают наибольшую выгоду и побеждают.
- МВФ і пенсії Андрій Павловський 11:49
- Різниця податкового боргу від безнадійного податкового боргу Євген Морозов вчора о 15:33
- Маастрихтський договір: початок нової ери в історії Європи Юрій Гусєв вчора о 14:03
- Воєнний час і майно: чи можна захистити власність від вилучення? Світлана Приймак вчора о 12:56
- Вчимося та вчимо дітей: постановка цілей та планування Інна Бєлянська вчора о 11:33
- Інноваційний дизайн для медичних закладів: комфорт та екологічність Алеся Карнаухова вчора о 11:02
- Використання фотографій для навчання штучного інтелекту: німецький судовий прецедент Олександр Мисенко вчора о 10:29
- Закупівлі як професійна функція: чому в ЗСУ потрібна посада закупівельника Євгеній Сільверстов вчора о 10:24
- Як встановити факт позбавлення особистої свободи внаслідок війни Дмитро Зенкін 31.10.2024 18:17
- Одеський гамбіт Вербицького – Ткачука Євген Магда 31.10.2024 16:45
- Цифрові інновації у соціальному захисті: досвід України Костянтин Кошеленко 31.10.2024 16:41
- Результат камеральної перевірки при розбіжностях між даними ЄРПН і у декларації Євген Морозов 31.10.2024 15:30
- Як Єдина інформаційна система змінить соціальну сферу України Світлана Приймак 31.10.2024 14:24
- Чому варто інвестувати в житло в Україні Раміль Мехтієв 31.10.2024 08:57
- Шукати по болотах свою флягу, спальний мішок та наколіники з сьогоднішнього дня не треба Дана Ярова 30.10.2024 15:08
-
Німеччина визнала провал програми працевлаштування українців: допомогли з роботою менш як 1%
Бізнес 41435
-
Німеччина могла б уникнути спаду економіки, якби працівники рідше брали лікарняний – FT
Бізнес 19038
-
Кількість обшуків бізнесу уже бʼє рекорди – чому насправді так активізувалося БЕБ?
Думка 13692
-
Більш ніж тисяча щомісяця. Чому російські "шахеди" та уламки знов почали прилітати по Києву
10241
-
У Києві збираються побудувати нову вулицю за 1,56 млрд грн
Бізнес 7769