К одним олигархам улыбка у рта, к другим отношение плёвое
Спрашивается, почему четверо из пяти богатейших российских олигархов не попадают под санкции?

Чернигов. 5 апреля 2022 года. Вот уже несколько дней спокойно. Появился свет и интернет. Можно написать статью. Только написал эти слова и хотел опубликовать статью, как свет исчез. Спустя 5 минут появился. Вот так и живём. Всё надо делать быстро.
Вам не смешно?
Австралия вводит дополнительные санкции против России в связи с войной в Украине и запретит экспорт предметов роскоши в эту страну. В частности, речь идет о приостановке экспорта вина и автомобилей класса люкс, объявил Департамент иностранных дел. "Эти санкции направлены против президента (Владимира) Путина и его богатых сторонников, а не против обычных российских потребителей", - подчеркнула министр иностранных дел Марис Пейн. "Они осуществляются в координации с ключевыми партнерами, чтобы ограничить доступ российской элиты к таким товарам".
Бедные российские олигархи
Основатель "Альфа-групп" Михаил Фридман, состояние которого оценивается в 15,5 миллиардов долларов, не может понять, почему он попал в санкционные списки. Он родился во Львове и его родители там живут. Его бизнес не связан с ВПК России. Да и к ближнему окружению Путина он не относится. Так в чём же дело? А дело в том, что его бизнес не затрагивает интересы Запада, поэтому он и попал под санкции.
А вот у Владимира Потанина и Леонида Михельсона есть все основания быть спокойными. Эти два олигарха возглавляют список десяти самых богатых россиян: Состояние Потанина оценивается чуть менее чем в 30 миллиардов долларов США, Михельсона - около 25 миллиардов долларов. У обоих прекрасные отношения с Кремлем, но оба до сих пор были избавлены от западных санкций.
В то время как шесть из десяти богатейших россиян (включая Алексея Мордашова, Алишера Усманова, Виктора Вексельберга и Романа Абрамовича) страдают от карательных мер, введенных ЕС, США и Великобританией, Потанин, Михельсон и два олигарха Владимир Лисин (4 место) и Вагит Алекперов (5 место) могут продолжать делать все, что им заблагорассудится. Как такое может быть?
Согласно анализу финансового информационного агентства Bloomberg, всего к концу марта под санкции западных партнеров - США, ЕС и Великобритании - попали около 1500 человек: США - 852, ЕС - 775 и Великобритания - 982, Тем не менее, 10 из 20 богатейших олигархов России по-прежнему могут свободно заниматься своими делами и перемещать активы туда и обратно без каких-либо юридических ограничений. Из пяти самых богатых россиян под санкции попал только сталелитейный магнат Алексей Мордашов.

Почему нет единого списка?
Почему ЕС, США и Великобритания не придерживаются единой линии в своих карательных мерах?
Потому что решение о том, чьи активы будут заморожены, а кому разрешено продолжать вести бизнес, является результатом различных факторов и интересов стран - с иногда причудливыми последствиями.
Например, Потанин, самый богатый и до сих пор не наказанный россиянин, - хоккейный друг Путина, который вместе с ним реализовал престижный проект Зимних Олимпийских игр. Как крупнейший акционер, он владеет 36 процентами акций "Норильского никеля". На долю группы приходится 10 процентов всего мирового экспорта рафинированного никеля и 40 процентов экспорта палладия. Несмотря на близость к Кремлю, ни ЕС, ни США, ни Великобритания не были заинтересованы в ограничении деловой активности Потанина: никель и палладий важны для производства полупроводников - товаров, которые уже были в дефиците во всем мире до нападения Путина на Украину.
Леониду Михельсону принадлежит около 25 процентов акций российской газодобывающей компании "Новатэк". Негосударственная газовая компания, акции которой торгуются на фондовой бирже, играет важную роль в поставках природного газа в Европу. Михельсон поддерживает тесные деловые отношения с доверенным лицом Путина Геннадием Тимченко, который, в свою очередь, владеет около 25 процентами акций "Новатэка". Вместе Михельсон и Тимченко контролируют около 50 процентов компании и, таким образом, имеют доминирующее влияние. Тимченко подвергся санкциям со стороны Запада, Михельсон - нет.
Западные союзники так же снисходительно относятся к четвертому по богатству россиянину, металлургическому магнату Владимиру Лисину, и Вагиту Алекперову, председателю государственной нефтяной компании "Лукойл".
По мнению Bloomberg, эти четыре человека служат примером того, насколько непоследовательной оказывается санкционная политика Запада: западные партнеры хотят усилить экономическое давление на режим Путина, но в то же время стремятся максимально ограничить ущерб для собственных экономик. Это играет на руку тем олигархам, которые работают в отраслях, критичных к поставкам. Они могут рассчитывать на снисхождение.
Пересечение США, ЕС и Великобритании на удивление небольшое
Только трое из 20 самых богатых россиян попали в общие санкционные списки США, а также ЕС и Великобритании. Согласно анализу Bloomberg, консенсус среди трех западных партнеров по санкциям удивительно мал: только 294 человека включены во все три санкционных списка, что делает их заслуживающими санкций с точки зрения всех трех партнеров. ЕС и Великобритания могут, по крайней мере, договориться о примерно 550 человек.

Не только нефть, никель и палладий играют роль в рассуждениях западных партнеров. Ввиду стремительного роста цен на зерно, российские олигархи, играющие определенную роль в мировом бизнесе по производству удобрений, также имеют реальный шанс остаться в стороне.
"Есть несколько причин не вносить человека в санкционный список", - цитирует Bloomberg юриста Джона Смита, который до 2018 года работал в Управлении по контролю за иностранными активами (FOAC), отвечающем за санкции США. "Либо эти лица недостаточно близки к Кремлю - либо последствия санкций считаются слишком серьезными. Критерием санкций является то, что они наносят ущерб тем, против кого введены санкции, значительно больше, чем их торговым партнерам, а значит, и нам самим".
У США уже есть опыт в этом вопросе. В 2018 году они включили олигарха Олега Дерипаску, владельца алюминиевого гиганта "Русал", в свой санкционный список. В результате цена на алюминий резко выросла во всем мире, что имело последствия и для американской промышленности. Только после ухода Дерипаски из группы "Русал" в 2019 году спекуляции с ценами пошли на убыль.
Таким образом, большое количество влиятельных российских олигархов продолжает действовать без помех, а санкции против отдельных олигархов создают ошибочное впечатление, что Запад последовательно принимает меры.
"Не скоординировано"
Сталелитейный гигант "Северсталь", контролируемый Алексеем Мордашовым, стал одной из первых российских компаний, допустивших дефолт по выплате процентов на прошлой неделе. Недостатка в деньгах не было, но американский банк Citigroup отказался пересылать платежи из-за санкций, наложенных на Мордашова. Это пример побочных эффектов, к которым может привести нескоординированная политика санкций.
Другой яркий пример - Андрей Гурьев, крупнейший акционер производителя удобрений "Фосагро". Компания является одним из крупнейших производителей фосфорных удобрений в Европе. Гурьев, по слухам, является владельцем легендарного дома Witanhurst House в Лондоне, второй по величине частной резиденции в Лондоне после Букингемского дворца. Под санкции попал не сам Гурьев, а его сын Андрей, которому впоследствии пришлось уйти с поста генерального директора "Фосагро".
"Я не вижу единого подхода к западным санкциям, - объясняет Джордж Волошин, эксперт по России в парижском аналитическом центре Aperio. "У меня нет впечатления, что западные союзники договорились об общей стратегии санкций". Координация оставляет желать лучшего, сказал он. Эксперт ожидая дальнейших санкций против российских бизнес-боссов, замечает: "Речь будет идти не столько о близости к кремлевскому диктатору Путину, сколько о последствиях, которые дальнейшие санкции окажут на торговых партнеров и мировую торговлю».
- Матриця Ейзенхауера: як відрізняти термінове від важливого та не вигорати Олександр Скнар 12:00
- Енергостандарти-2025: спільна мова з ЄС Олексій Гнатенко вчора о 18:47
- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк вчора о 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна вчора о 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак 14.10.2025 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш 14.10.2025 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський 14.10.2025 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець 13.10.2025 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов 13.10.2025 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко 13.10.2025 03:31
- Від символу до суб’єкта: як Україні вибудувати сильний голос у світі Ольга Дьякова 12.10.2025 11:02
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 171
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись 114
- Мовчання – не золото. Як правильна комунікація може врятувати репутацію у кризу 101
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" 89
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 79
-
100-річний бодибілдер розповів, що допомагає йому підтримувати здоров’я і самопочуття
Життя 39748
-
Новий "дизельгейт": у Британії почався суд над найбільшими у світі автовиробниками
Бізнес 7279
-
Індія запропонує США компромісну пропозицію щодо російської нафти – Bloomberg
Фінанси 6414
-
Фултайм відходить у минуле – як фракційна робота змінює ринок праці
Життя 5081
-
Власник "Сільпо" може викупити французьку мережу Carrefour у Польщі
Бізнес 2473