Насколько же уникален наш мозг
Мишель де Монтень: Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Данное высказывание Мишеля де Монтеня я вспомнил, когда читал небольшую заметку в SPIEGEL об уникальном исследовании в области нейрохирургии. Прежде чем рассказать об этом, сделаю небольшое отступление.
В апреле этого года BILD опубликовал статью: «Мать вышла из комы через 27 лет». В этой статье речь шла о женщине Мунире Абдулле Аль-Айн из ОАЭ, которая в 1991 году в возрасте 32 лет вместе со своим 4- летним сыном попала в автокатастрофу. Стараясь спасти сына, она прикрыла его своим телом. «Моя мама сидела на заднем сиденье со мной. Когда она увидела приближающийся автобус, она схватила меня, чтобы защитить», - рассказал Омар Вебэйр англоязычной газете The National из Абу-Даби.
Сын Муниры сильно не пострадал, а вот его мать перенесла тяжелую черепно-мозговую травму, что привело к обширным разрушениям и атрофиям (истощению мозга). У нее был синдром минимального сознания. Врачи предполагали, что Мунира никогда больше не придет в полное сознание. Ее кормили искусственно, она находилась в вегетативном состоянии, не реагировала на окружение. Тем не менее, ее сын приходил к ней почти каждый день и никогда не терял надежды. Лечение она проходила в разных клиниках ОАЭ. В 2017 году об этом случае узнала королевская семья и направила Муниру в немецкую клинику в Bad Aibling, которая находится в 50 километрах от Мюнхена.
Там, после почти года лечения, в июне 2018 года, произошло медицинское чудо. «Я проснулся, потому что кто-то назвал мое имя», - вспоминает Омар, сын Муниры. Впервые за 27 лет он услышал, как его зовет мама.

Мунира Абдулла, которая проснулась после 27-летнего вегетативного состояния, посетила Великую мечеть шейха Зайда. Khushnum Bhandari for The National
Сейчас Мунира Абдулла снова в Абу-Даби и продолжает проходить там лечение. «Она может сказать нам, что у нее болит, и я могу поговорить с ней», - говорит Омар. «Я обнародовал эту историю, чтобы показать людям, что у них, в похожих ситуациях, есть надежда на благоприятный исход», - говорит ее верный сын.
Я привел эту историю, для того, чтобы мы смогли увидеть уникальность того, о чем пойдет речь ниже. Лучше об этом может рассказать сама автор письма к читателям, поэтому здесь только перевод.
«Уважаемый читатель,
Когда я впервые увидела результаты МРТ, полученные в ходе недавнего исследования в США, я с трудом поверила, что они относятся к людям, которые ходят, разговаривают, думают, как и все остальные. Потому что там, где должна быть вторая половина мозга этих пациентов, только темная пустота.
Это снимки шести взрослых человек, которые жили с половиной мозга в течение многих лет. Врачи ампутировали вторую половину, когда пациентам было от трех месяцев до одиннадцати лет. Процедура очень редкая и является последним вариантом лечения самой тяжелой эпилепсии, которая поражает только половину мозга. Цель - сохранить здоровую половину мозга. Для этого соединения между двумя частями должны быть полностью разорваны.
Последствия, после восьмичасового вмешательства сильно отличаются друг от друга и зависят, от того, насколько эпилептические припадки уже повредили мозг. Многие из этих пациентов могут ходить и говорить после операции, но слепы и частично парализованы на один глаз. По крайней мере, временно, потому что со временем оставшееся полушарие мозга берет на себя управление и их нервные клетки регенерируются настолько хорошо, что могут жить независимо. Довольно многие из них позже получают нормальную работу.
Шесть пациентов, обследованных командой под руководством нейробилога Дорита Климанна, были поразительно эффективны в когнитивном плане и поэтому были выбраны для исследования. "Сначала трудно было сделать какие-либо выводы», - говорит Климанн.
Как мозг может продолжать работать, когда удаляется половина мозга? Чтобы выяснить это, исследователи поместили испытуемых в МРТ-сканер и попросили их как можно больше расслабиться, но не засыпать. По словам ученых, это первое в своем роде исследование подобного рода.
Они были особенно заинтересованы в исследовании сетей в регионах мозга, которые отвечают за зрение, движение, эмоции и восприятие и часто распространяются на обе половины мозга. Климанн и его коллеги ожидали, что эти цепи должны будут сильно измениться, если большая часть мозга выйдет из строя. Удивительно, однако, что они почти не обнаружили различий по сравнению с целостным мозгом. Но при этом, отдельные сети были гораздо более тесно связаны между собой.
Почти невероятно, что даже мозг одиннадцатилетнего ребенка после такого вмешательства остается почти полностью работоспособным. Невероятность заключается в том, что иногда самые незначительные травмы, вызванные инсультом, авариями на велосипеде или опухолью мозга, могут иметь разрушительные последствия. Исследователи до сих пор точно не знают, почему. Для этого им необходимо знать больше о том, как клетки мозга могут реорганизовываться.
Зачем я рассказываю эту историю? Потому что он показывает, что человеческий мозг - это необычный орган».
Ну что же, от себя хочу только напомнить слова, приписываемые древнегреческому философу Сократу:
«Я знаю, что ничего не знаю»
«Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю»
«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
- Воєнний стан і святкові дні – трудові права залишаються чинними Дмитро Ламза 25.12.2025 21:34
- Попит на житло молодих сімей змінюється: безпека і функціональність понад естетику Микола Марчук 24.12.2025 14:01
- Лісова галузь 2025: розворот від "схем" на 180 градусів відбувся Олександр Місюра 24.12.2025 13:03
- Коли в досудовому строки сплинули та як адвокат блокує подальше переслідування Дмитро Ламза 24.12.2025 10:51
- Чи можлива мобілізація жінок в Україні? Віра Тарасенко 23.12.2025 22:42
- Боротьба за берег озера та ліс у Дніпрі Павло Васильєв 23.12.2025 21:50
- Чому фокус на людину став новою конкурентною перевагою бізнесу? Мар'яна Луцишин 23.12.2025 13:44
- Бізнес і надалі залишать без кредитів Сергій Дідковський 23.12.2025 12:07
- Чому ідеальні плани не працюють і як домовитися з мозком про продуктивність Олександр Скнар 23.12.2025 09:26
- Чому маркетингові стратегії не працюють і як бізнесу підготувати план на 2026 рік Ерік Клюєв 22.12.2025 17:23
- Які три помилки в маркетингу заважають українським підприємцям розвивати бізнес Аліна Кашапова 22.12.2025 13:42
- Фінансовий моніторинг по-європейськи: трансформація AML та відтермінування для СПФМ Ольга Драчевська 22.12.2025 08:20
- Ризики для бізнесу на ринку електроенергії наприкінці 2025 та у 2026 році Ростислав Никітенко 21.12.2025 21:06
- Чому Європейську стратегію житлового будівництва варто врахувати Києву Сергій Комнатний 21.12.2025 19:15
- Як фандрейзеру підвищити свій грейд? Практичні кроки з власного досвіду Олександра Смілянець 21.12.2025 18:02
- Воєнний стан і святкові дні – трудові права залишаються чинними 737
- Бізнес і надалі залишать без кредитів 152
- Фінансовий моніторинг по-європейськи: трансформація AML та відтермінування для СПФМ 148
- Лісова галузь 2025: розворот від "схем" на 180 градусів відбувся 104
- Які три помилки в маркетингу заважають українським підприємцям розвивати бізнес 100
-
10 серіалів, які врятують ваш настрій на свята: комедії, детективи, романтика
Життя 2756
-
"Зеленський – гарант корупції?" Юрій Ніколов про підозру Єрмаку, "Міндічгейт", НАБУ і САП
1585
-
Раптовий Кушнер, Сі поступово виснажує Росію, Нове ІТ-покоління. Найкращі історії світу
Спецпроєкт 911
-
Бізнес-тиждень: Україна виходить з дефолту, добудовує ринок і судиться за смітник
Бізнес 552
-
Який образ обрати на Новий рік залежно від формату святкування – fashion поради від Ірини Адоніної
Життя 519
