О войнах проектного и процессного менеджмента
Конфликт между процессным и проектным управлением устранить невозможно, чтобы там не выдумывали теоретики, а пунктирные квадратики в организационной структуре красиво смотрятся только на бумаге
Два года назад одни мои знакомые решили купить старыйкомбикормовый завод, перестроить его под элеватор и организовать там масложировоепроизводство. Притом, что тема профильная, есть своя зерноторговая компания и маслобойныйцех, на котором набили достаточно шишек.
Я им разработал бизнес-план, открыли кредитную линию,добрали для внедрения проекта недостающий персонал. Деньги, ресурсы,возможности – все вроде в полном размере.
Несмотря на достаточную квалификацию членов проектнойгруппы, в графики катастрофически не уложились, получили кассовые разрывы, анакапливающиеся снежным комом проблемы привели к тому, что на крыше того заброшенногозавода до сих пор растут березки.
Собственникудовольно известной аудиторской компании давно грела душу мечта реализоватьпроект по производству древесных топливных гранул. На начальной стадии, показанимался сам, все было хорошо. Делегировал персоналу через создание рабочейгруппы – все затянулось, и в результате посыпалось.
Друзья много лет торгуют нефтепродуктами. Попалась наглаза территория, на которой еще во времена застоя располагалась межрайоннаянефтебаза. Понятно, что все давным-давно распилили на металлолом, зато есть собственнаяж\д ветка, инженерная инфраструктура, и что главное, земля, в которой не надоменять условия целевого использования.
Выкупили аукцион, пригласили руководителя проектов, провелипредпроектные работы, подсчитали смету, календарные графики, сделали паспортпроекта, выделили ресурсы, наказали персоналу любить и жаловать новогопроектного менеджера и отбыли себе восвояси на моря (или куда там уезжаютсобственники нефтяных компаний?). Построили в сроки нефтебазу? Фигушки..
В каждом случае у проектного менеджера возникали проблемыс административным персоналом (или, как его иногда называют, бэк-офисом). Все из-за того, что проектная группа формировалась внутриоперационной компании.
Обычно, здесь нет саботажа в прямом понимании. Это всеголишь попытки каждого линейного руководителя делать хорошо свою работу. Те самыеблагие намерения, которыми выстелена дорога в ад. Как оказалось, недостаточно сколотить из сотрудниковпроектную группу, нагрузить их несвойственными, неинтересными и непонятными имзадачами, описать все регламентами, протоколами и успокоиться.
Проектным менеджерам (которых часто привлекают со стороны,ибо у операционного персонала нет должной квалификации) вверяются финансовыересурсы проекта, но трудовые и материальные ресурсы все равно находятся в распоряжениилинейных руководителей. Того же главного бухгалтера, начальника отдела кадров иадминистративного директора (завхоза по-нашему).
Конфликты возникают вследствие надуманного дефицитаматериальных и трудовых ресурсов.
Дело в том, что каждый линейный руководитель в первуюочередь отвечает за операционную деятельность предприятия. Любой новый проект,не касающийся напрямую текущей операционной деятельности, сотрудникам кажетсяэтакой блажью акционеров.
Исполнительного директора фирмы, продающей бульбуляторыкитайского производства, волнует только зарплата и бонусы по итогам года. Емуплевать на то, что собственники параллельно собрались строить собственныйбульбуляторный завод. Горизонт планирования линейного мидл-менеджера – максимумгод. Дальше – или будем посмотреть, или поищем новую работу.
В их систему координат не помещаются настолько длительныесроки до запуска нового производства в эксплуатацию, и тем более, срокиокупаемости. Да и многомиллионные сметы капитально сбивают с толку. Их нельзяза это винить, ибо каждый занимается своим нужным делом. Но разница мышлениямежду проектным и процессным менеджментом почти всегда разительна.
Вследствие того, что перспективы проекта для линейныхруководителей расплывчаты, а своя рубашка ближе к телу, они пытаются сэкономитьрасход вверенных им материальных и трудовых ресурсов на проект, не особопечалясь о его результатах. Ведь они отвечают не за проект, а за то, чтобы нестрадали операционные процессы.
Внутри одной компании и одной корпоративной среды, уоперационных руководителей всегда более сильные позиции, чем у руководителяпроектов, так как выживание компании сегодня имеет явный приоритет над тем, что появится когда-нибудьнескоро.
Конфликт между процессной и проектной системами управленияустранить невозможно, чтобы там не выдумывали теоретики от управленческогоконсалтинга.
Есть два вариантаразвития событий для того, чтобы и волки были сыти, и овцы целы:
Вариант раз – со стороны высшего руководствапостоянное ручное управление организацией, в рамках которой реализуется проект,выполнение функций арбитра над действиями противоборствующих сторон –операционной и проектной. Фактически игра двумя руками с сохранениемуправляемости и контроля над сохранением баланса.
Вариант два – фактический вывод проекта зарамки компании (отдельный офис, отдельное юридическое лицо, отдельный штат).При таком подходе задействование персонала основной операционной компании можетпроисходить только эпизодически (например, бухгалтерия, бюджетирование илиюридическое сопровождение).
Временные пунктирные квадратики на блок-схемеорганизационной структуры предприятия красиво и убедительно смотрятся только набумаге. Хотя теоретики от менеджмента и горе - преподаватели МБА- школ отчегото думают по-другому.
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль вчора о 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький вчора о 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко вчора о 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко вчора о 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець вчора о 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов вчора о 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко вчора о 03:31
- Від символу до суб’єкта: як Україні вибудувати сильний голос у світі Ольга Дьякова 12.10.2025 11:02
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні Олександра Смілянець 12.10.2025 06:21
- Як розвинути емоційну стійкість і відновлюватися після життєвих ударів Олександр Скнар 11.10.2025 19:58
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень Павло Васильєв 11.10.2025 14:53
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись Олександра Смілянець 11.10.2025 09:57
- Мовчання – не золото. Як правильна комунікація може врятувати репутацію у кризу Вікторія Мартинюк 09.10.2025 16:58
- Як зрозуміти, чи ваш ІТ-продукт росте правильно: ключові метрики, які бачать інвестори Анна Одринська 09.10.2025 15:50
- Працюй на ОПК без військового квитка – Рада ухвалила закон про тимчасове бронювання Галина Янченко 09.10.2025 15:43
- Помилки у фінансовій звітності: погляд аудитора 208
- Роздуми щодо законопроєкту № 13628 118
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 118
- Чому Україні потрібні іноземні працівники: виклики ринку праці та стратегії бізнесу 90
- Як власникам бізнесу оптимізувати податки та мінімізувати штрафи у період війни в Україні 76
-
Як зрозуміти, що час змінювати роботу – і не зробити фатальну помилку
Життя 12483
-
"Багаж – це не право людини". У WizzAir виступили проти скасування плати за ручну поклажу
Бізнес 10800
-
Чи має значення вік у коханні: результати опитування серед українців
Життя 9300
-
Найдорожчі стартапи у світі, створені українцями: 10 історій успіху
Життя 2996
-
"Санкції штовхають в обійми". Росія стала основним постачальником лігроїну до Венесуели
Бізнес 1909