Тихой сапой
Под шумок скандального закона о языках Верховная Рада приняла ряд документов, которые обойдутся экономике страны в миллиарды потерянных гривен. В выигрыше останутся, как всегда, отдельные кланы.
Когда у Украинского дома «Беркут» и оппозиция потчевали друг друга впрыскиванием слезоточивого газа, депутаты под занавес сессии дружно приняли ряд законов, касающихся хозяйственных проблем. Наиболее заметный среди них – «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок». Новые правила позволяют предприятиям, доля государственной собственности которых превышает 50 процентов, проводить закупки товаров, работ и услуг без тендеров, если речь идет о собственных средствах этих хозяйствующих субъектов. Заниматься «хождениям по тендерам» нужно будет только в случае, если на покупки будут тратиться исключительно средства государственного и местных бюджетов, социальных фондов, Госрезерва, Аграрного фонда или привлеченные государством под госгарантии. Кроме того, теперь информацию о таких закупках совсем необязательно печатать в государственном «Вестнике госзакупок», как это было до принятия закона.
Кроме того, теперь расширен перечень видов закупок, которые не будут считаться государственными - закупки для организации и осуществления гастролей и фестивалей национального уровня, для обеспечения национальных спортивных сборных, приобретение и аренда недвижимости, услуги, предоставляемые для осуществления эмиссии или купли-продажи ценных бумаг, учеба в заграничных ВУЗах.
Эксперты полагают, что таким образом в «тени» могут оказаться сделки, цена которых достигает огромных показателей. В прошлом году, по данным Госстата, эта цифра составила 157 миллиардов гривен. В году нынешнем, если Президент не наложит на документ вето, никто и не узнает, сколько средств и каким образом будет использовано на подобные цели.
Документ был принят вопреки выводам Главного юридического управления парламента, где черным по белому написано, что расширение списка случаев, на которые не распространяется закон о госзакупках, может привести к «ограничению конкуренции в соответствующих сферах, повысит коррупционные риски и неэффективность расходования бюджетных средств и приведет к дополнительным бюджетным расходам». Переводя этот текст на обычный язык, можно смело утверждать о создании условий для процветания коррупции в сфере государственных закупок.
Воспользовавшись отсутствием в стенах Верховной Рады оппозиции, большинство под занавес сессии провело еще ряд интересных документов. По команде парламентского дирижера Михаила Чечетова более двух миллиардов гривен без обсуждения отправлено на поддержку угольной отрасли, 174 миллиона получит Генеральная прокуратура, 1 миллиард выделено на закупку и установку камер видеонаблюдения на избирательных участках страны.
Содержание принятых решений вызывает серьезные опасения, правильно ли распределяются государственные средства. Контролировать этот процесс – святая обязанность парламентской оппозиции. На сей раз депутаты эту задачу проигнорировали. Бросив все силы на организацию малочисленного пикета у Украинского дома в защиту украинского языка, оппозиция отстранилась от решения куда более важных парламентских задач.
Последнее заседание перед каникулами Верховная Рада провела в почти пустом зале. После заявлений об отставке руководителя парламента Владимира Литвина и его заместителя Николая Томенко прощальный бал под куполом на Грушевского правил первый вице-спикер Адам Мартынюк. Он благословил депутатов на парламентские каникулы, не преминув напомнить, что, возможно, им придется прервать заморский отдых и вернуться в душный зал на Грушевского на внеочередную сессию. Повод для этого всегда найдется…
- НеБезМежне право Сергій Чаплян 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне — правильно назвати схему Дана Ярова 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко вчора о 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський вчора о 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков вчора о 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв вчора о 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко вчора о 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 732
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 374
- Реформа "турботи" 251
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 119
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 111
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 7332
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5369
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 4310
-
Втратив бізнес в окупації та пережив два інсульти. Як ветеран відкрив поліграфічну фірму в Одесі
Бізнес 3659
-
Найдорожчі весілля в історії: 5500 дронів, верблюди й нескінченна розкіш Безоса, Амбані та Чарльза
Життя 3025