Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.

Ослепленные желанием играть решающую роль в собственной судьбе, борцы за обретение личных прав и свобод, участники протестов вышли на улицы…

Как и всегда в политике, результат бывает противоположен предвидению. 

Франсуа Рене де Шатобриан


«Народ хочет…» - с этих слов в последних числах 2010 года миллионы арабских протестующих начали свою длительную борьбу за демократию. Долгие годы существования в подчиненном положении, коррупция во властных структурах, экономический и социальный кризис,  высокий уровень безработицы, дискриминация женщин, низкий уровень жизни вынудили арабский мир проявить свою волю и восстать против правящих режимов и их несменных лидеров. Ослепленные желанием играть решающую роль в собственной судьбе, борцы за обретение личных прав и свобод, участники протестов вышли на улицы, запустив революционный процесс по всему Ближнему Востоку и Северной Африке.

В мировом сообществе данный период называют «Арабской весной», но совершенно очевидно, что этот термин, окруженный ореолом романтического героизма, не способен выразить всю суть жестокого, кровавого противостояния, охватившего регион. Этого утверждения придерживается известный франко-ливанский политический исследователь и писатель Жильбер Ашкар, который считает недопустимым и заведомо ложным ограничение событий в странах МЕ N А (Middle East & North Africa) какими-либо понятиями, содержащими  временные рамки. Потому как Ашкар убежден, что в случае отсутствия радикальных изменений, способных вернуть регион на путь социального и экономического развития, этот длительный революционный процесс имеет все шансы стать бесконечным (следует заметить, что война в Сирии до сих пор не прекратилась). Так, в своей новой книге «The People Want: A Radical Exploration of the Arab Uprising» писатель раскрывает все риски, перспективы, иллюзии и надежды арабского восстания, а также детально изучает причинно-следственную связь между историей и обусловленностью государственного строения стран арабского мира, исламским фундаментализмом и волной революций.

Вкупе с объективными внутренними социально-экономическими предпосылками для появления демонстраций и путчей, фактически, отправной точкой противоборства на Ближнем Востоке и в Северной Африке стало самосожжение тунисского уличного торговца. Безысходный поступок местного жителя, мечтавшего о высшем образовании и достойной жизни,  совершенный в знак протеста против нищеты, безработицы и коррупции, запустил процесс, так называемой, демократизации Ближнего Востока путем последовательного уничтожения диктатур. По всему региону такой «эффект домино» имел огромный потенциал для воплощения прогрессивных социальных, экономических и политических изменений, но успешно взятый курс на демократию изменил ряд парадоксальных обстоятельств. Так, вскоре самоотверженное народное восстание оказалось в руках местных оппозиционных политических сил и радикальных религиозных движений, усматривающих в разворачивании революций и государственных переворотов свой интерес. Во многих странах МЕ N А подобные организации, долгое время активно сражающиеся за влияние в регионе, применили насильственные политические методы противоборства и переориентировали мирные противостояния на многочисленные военные конфликты. Воспользовавшись доверием протестующих, « новые » старые политические силы постепенно свергли одиозных автократов одного за другим и в результате благополучно обосновались на руинах прежнего режима.

По мнению многих экспертов-востоковедов, длительная борьба арабского мира за демократические ценности не оправдала надежд, как мирового сообщества, так и самих протестующих: в конечном итоге амбиции и цели заинтересованных сторон были реализованы, а проблемы региона – успешно забыты.

Так, Халех Эсфандиари, директор программы по изучению Ближнего Востока в  Центре имени Вудро Вильсона, считает, что в некоторых новообразовавшихся режимах произошла исламизация законодательства, что в первую очередь негативно отразилось на общественной роли женщин, а также их социальных и законных правах, которые существенно уменьшились по сравнению с показателями дореволюционного периода.

Тревожная динамика в деятельности новых режимов, которые привели к власти много экстремистских элементов вследствие падения умеренных мусульманских правительств, вызывает опасения у Патрика Клоусона, научного директора Вашингтонского института ближневосточной политики. Он полагает, что путь к стабильному, открытому, свободному обществу будет долгим и извилистым, так как арабский мир слишком разделен – как политически, так и этнически.  К тому же международные финансовые организации прогнозируют, что процесс нормализации экономической и политической ситуации в регионе будет длительным и сложным.  Об этом свидетельствует доклад британского банка HSBC , в котором говорится о том, что экономический ущерб Ближнему Востоку от «Арабской весны» до конца следующего года составит 800 миллиардов долларов, а ВВП в семи наиболее пострадавших странах – Египте, Тунисе, Ливии, Сирии, Иордании, Ливане и Бахрейне – будет на 35% ниже, чем мог бы быть, если бы не восстание 2011 года.

Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]