Без поддержки инфраструктуры частных инвестиций конкурентоспособность Украины повысить не удастся
Нынешний кризис показал бизнесу и политикам, что ставка на спекулятивные операции и раздувание рынка не может быть долгосрочной стратегией развития. Будущее украинского бизнеса в переходе к экономике постиндустриального типа, где преобладают услуги, высоки
Нынешний кризис показал бизнесу и политикам, что ставка на спекулятивные операции и раздувание рынка не может быть долгосрочной стратегией развития. Будущее украинского бизнеса в переходе к экономике постиндустриального типа, где преобладают услуги, высокие технологии и инфраструктура. Для таких изменений необходима система стимулирования венчурных инвестиций, которые играют важную роль в обеспечении конкурентоспособности страны. Неслучайно государства с развитым рынком венчурного финансирования (США, Япония, Германия, Великобритания) выступают как крупнейшие экспортеры продукции высоких технологий. В этих странах ключевая роль в процессе поиска и развития высокорисковых стартапов принадлежит объединениям частных инвесторов, так называемым бизнес-ангелам. Если оценивать объемы венчурных инвестиций, то инвестиции частных инвесторов там превышают объемы крупных институциональных инвесторов. При этом количество сделок, в зависимости от региона, в 20–40 раз превышает количество проектов, финансируемых венчурными фондами.
Объединения частных инвесторов обычно помогают в организации инвестиционных проектов на ранних стадиях развития, как правило, с требуемым объемом инвестиций, не превышающим $1 млн. В этом случае часто не имеет смысла идти в банк для привлечения денег в инновационный проект, особенно, если там только идея. Зато у удачливых предпринимателей есть возможность, вложив свои ресурсы и опыт, развить чужое начинание и впоследствии заработать на продаже бизнеса. Инвестировав в венчурный проект $100 тыс., на выходе можно получить компанию стоимостью в несколько сотен миллионов. Самые известные примеры — развитие Google и Amazon, начавшееся с небольших частных инвестиций.
В базе данных нашей ассоциации есть информация об около 400 проектах в различных сферах. Это проекты разной степени проработки. Большинство из них еще требуют значительных усилий по формированию концепций, решению вопросов защиты интеллектуальной собственности, изготовлению опытного образца и т.п. В таких проектах часто требуются не только финансы, но и опыт, бизнес-связи успешных инвесторов в создании и развитии бизнеса.
Поэтому, если мы на государственном уровне не наладим систему, которая будет помогать выращивать такие компании, Украине будет сложно перейти к экономике постиндустриального типа. Хороший пример — Россия, где в 2006 году была создана Российская венчурная компания (РВК) — по сути, фонд фондов, который финансирует создание венчурных фондов по всей стране. Вдобавок к этому в 2009 году был создан Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании, призванный поддерживать инновационные начинания на самой ранней стадии развития.
В результате, не имея такой инфраструктуры, мы сейчас наблюдаем ситуацию, когда часть проектов «переезжает» в Россию. Лично я знаю пять таких примеров. То есть наши предприниматели вместо того, чтобы создавать предприятия в Украине, развивают проекты на чужой территории.
Чтобы изменить ситуацию, государство должно принять участие в создании венчурных фондов и стимулировании деятельности объединений частных инвесторов. Необходимы также нормальный инвестиционный климат, урегулирование вопросов, связанных с упрощением системы ведения малого и среднего бизнеса, предоставление налоговых преференций, стимулирующих прямые инвестиции, усовершенствование правового поля, регулирующего защиту интеллектуальной собственности и конфиденциальной информации. Очень важный момент — создание законодательства, которое защищало бы миноритариев. В Европе инвестор, как правило, заходит в венчурный проект миноритарием, в Украине — наоборот. Это связано с риском потери вложенных средств инвесторами по причине несовершенства законодательства и судебной системы. Очень часто бывает, что и проект хороший, и детали все согласованы, но автор и инвестор никак не могут договориться, кому перейдет «золотая акция».
- 21% українців, які хотіли б емігрувати – це катастрофа Володимир Горковенко 16:07
- Як ШІ змінює закупівлі: клієнти-машини та криза кадрів Марина Трепова 15:12
- Пеня на заборгованість по аліментах: поняття, порядок нарахування та граничний розмір Леся Дубчак 15:01
- Правила ефективного партнерства в адвокатурі Тетяна Лежух 13:33
- Перемир’я між Ізраїлем і ХАМАС: виклики та перспективи після 15 місяців конфлікту Олег Вишняков 13:25
- Як корпоративний медичний одяг змінює клініку: мій досвід Павло Астахов 09:26
- Нюанси ввезення пального в Україну через кордон для власного споживання Дмитро Зенкін вчора о 15:47
- Як та куди інвестувати на фондовому ринку США Євген Кондратьєв вчора о 15:30
- Неконституційність п.п.7 п.1 ч.2 ст.4 щодо ставки судового збору за подання касації Світлана Приймак вчора о 14:30
- Позбавлення пільг китайських маркетплейсів: якими будуть наслідки? Єфрем Лащук вчора о 11:36
- Як Трамп зробить видобуток великим знову? Ксенія Оринчак вчора о 11:31
- Зміна світового порядку: виклики та можливості нового часу Юрій Гусєв вчора о 09:16
- Оцінка ефективності медіа: що робити, коли даних недостатньо? Вікторія Новак 20.01.2025 18:42
- Воднева економіка України: регуляторні виклики та економічна доцільність Олексій Гнатенко 20.01.2025 13:41
- Чи підходить Польща для реєстрації ІТ бізнесу? Сергій Барбашин 20.01.2025 11:53
-
Забудьте про молодь. Її в Україні не буде
Думка 5602
-
Меланія Трамп на інавгурації 2025: два елегантні образи — у капелюсі вдень, у сукні ввечері
Життя 3441
-
Між правами бізнесу та покаранням за корупцію. Чому правки Лозового викликали дискусію
Бізнес 2588
-
Трамп пообіцяв запустити посилене буріння нафти та знизити ціни на енергоресурси
Бізнес 2522
-
"Січневий яйцепад". Хто обвалив ціни на яйця
Бізнес 2509