Non Fungible Token (NFT): Что технология дает сейчас и что даст в будущем?
Хотя технология NFT-токенов появилась еще в 2017 году, рынок заметно «выстрелил» только весной этого года, и вот уже несколько месяцев интерес к этому явлению не ослабевает.
Для одних – это новая технология, которая несет в себе огромный потенциал. Для других – быстрый способ сорвать куш или наоборот сделать долгосрочную инвестицию. Для третьих – рынок NFT-токенов вообще «темный лес», в котором какие-то сумасшедшие отдают тысячи и миллионы долларов за «картинки в Интернете». В любом случае бурное развитие этого направления не оставило равнодушным никого из тех людей, которые хоть немного интересуются криптомиром.
Что такое NFT и почему вокруг них столько шума?
Если говорить максимально просто, то в блокчейне любые данные являются токенами. Они полностью взаимозаменяемы и многократно продублированы. Их нельзя удалить или скрыть. NFT же работает по другому принципу, что понятно из названия: Non Fungible Token – невзаимозаменяемый токен. То есть ваш токен уникальный, и второго такого не существует. Более того, его невозможно подделать. Можно, конечно, забыть пароль, и тогда токен будет утерян, а восстановить доступ будет невозможно. Но это риск и ответственность каждого, кто решил приобрести NFT.
Именно принцип незаменимости и превращает такой токен в отличный способ закрепить свои права за каким-либо уникальным объектом. Например, предметом искусства. Этим активно воспользовались художники, музыканты и артисты. Одним из первых, кто превратил свое творчество в NFT, был американский диджей 3LAU. Он выпустил альбом в формате NFT-токена и затем продал его на аукционе за 11,6 миллиона долларов. Перед этим певица Граймс вместе со своим братом создала коллекцию картин в формате токена и выставила их на аукцион. NFT разлетелись за 20 минут торгов и принесли создателям почти 6 миллионов долларов.
В эту игру постепенно включаются и крупные музеи. Так на прошлой неделе питерский Эрмитаж выставил на продажу свою коллекцию токенов с работами да Винчи, Кандинского, Моне и других мастеров. От продажи этих работ в цифре музей выручил 444 тысячи долларов. Самый дорогой токен с картиной Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» купил пользователь под ником «Anonymous_8zz0» за 150 тысяч долларов.
Люди реально делают на этом деньги?
Нужно понимать, что технология новая и очень «хайповая». Об этом говорят мировые знаменитости, современные художники делают свои работы, а коллекционеры готовы вкладывать в нее свои деньги. Совокупность этих факторов и привела к взрывному росту рынка NFT в начале весны. И да, некоторые на этом действительно умудряются зарабатывать. Коллекционер криптоактивов Pranksy на прошлой неделе прибавил к своему счету $1,22 млн всего за один день. Он просто купил редкий токен из коллекции CryptoPunks за $3,9 млн и в тот же день его продал за $5,12 млн.
Вообще вся эта коллекция считается одной из самых популярных и, соответственно, дорогих. Например, токен из этой серии под названием «Чужой» #7523 («Alien») на аукционе Sotheby's в этом году был продан за рекордные $11,8 млн. И дело тут не в художественной ценности зомби-панков. Как видно на картинке выше, эти пиксели трудно назвать «шедевром изобразительного искусства». Ценность их в другом: коллекция CryptoPunks в 2017 году стала одним из первых невзаимозаменяемых токенов, созданных на блокчейне Ethereum. Поэтому забавные пиксельные мордашки и находятся в такой цене.
Но если панки-зомби за миллионы долларов вас не удивляют, то как насчет одинаковых камней из коллекции «EtherRock» за сотни тысяч каждый?
Эти криптоарты тоже были созданы в 2017 году в количестве тысячи штук. В этом году они завирусились и резко прибавили в цене. В начале августа неизвестный пользователь купил такой NFT-камень за 135 тысяч долларов, а основатель криптовалютной платформы TRON Джастин Сан купил токен уже за 611 тысяч долларов в ETH. Так что на вопрос «Делают ли на этом деньги?» ответ положительный. Но нужно понимать, что, инвестируя в подобный актив, вы сильно рискуете. Сегодня камни «на хайпе» и их стоимость заоблачная, завтра – о них могут просто все забыть, а вниманием людей завладеют другие пиксели.
Где еще можно применять NFT, кроме как в арте?
Безусловно, потенциал технологии действительно гораздо шире. Фактически это цифровое доказательство ваших прав на какой-нибудь объект как в онлайне, так и в реальной жизни. Например, в геймерской среде некоторые игроки уже используют NFT для подтверждения собственности на какие-либо внутриигровые предметы.
Если говорить об офлайн-мире, то некоторые используют токены для продажи недвижимости. Первым до этого дошел криптоинвестор из США Иван Мальпика выставил на продажу NFT, привязанный к 50 % его дома. Также одна из первых продаж недвижимости с помощью NFT состоялась в Киеве. Основатель издания TechCrunch Майкл Аррингтон продал токен с привязанной к нему своей квартирой в столице за 36 ETH ($93,4 тыс). Подобные аукционы выглядят сейчас скорее как эксперименты, но многие блокчейн-компании всерьез рассматривают NFT как способ идентификации, предоставления прав на владение как цифровыми, так и реальными предметами.
В недалеком будущем с помощью невзаимозаменяемого токена можно будет сертифицировать различные товары, они смогут заменить бумажные билеты, подтверждать уникальность предметов цифрового искусства и так далее. Это может быть любой сценарий, где необходимо четко и секьюрно отследить владение тем или иным активом. Популяризаторы этой технологии говорят, что расширение и распространение NFT сейчас напрямую зависит от развития необходимой инфраструктуры, которое, по их словам, в среднем может занять от 5 до 10 лет.
- Стейкхолдери – основний локомотив сучасної якісної освіти Сергій Пєтков вчора о 10:49
- "Спорт внє палітікі?". Як би ж то! Країна-агресор хоче повернутися у міжнародний спорт Володимир Горковенко вчора о 10:10
- Землі заказника "Лівобережний" у Дніпрі: історія зміни статусу та забудови Павло Васильєв 08.05.2025 22:23
- Пам'яті жертв Другої Світової війни або чому ми не святкуємо! Дмитро Пульмановський 08.05.2025 16:11
- Що робити, коли дії співробітника призвели до фінансових втрат? Олександр Висоцький 08.05.2025 11:13
- Кабальні "угоди Яресько" блокують економічне відновлення України Любов Шпак 08.05.2025 11:09
- Изменения в оформлении отсрочки от мобилизации с 06.05.2025 Віра Тарасенко 07.05.2025 23:36
- Безбар’єрність у лікарнях: чому доступ до медичних послуг виходить за межі пандусів Ігор Ткаченко 07.05.2025 15:10
- Де отримати криптоліцензію у 2025 році? Юлія Барабаш 07.05.2025 12:25
- Як сплачує податки та подає звітність контрольована іноземна компанія (КІК) Сергій Пагер 07.05.2025 09:19
- Тренди світових витрат засобами візуалізації: військо, освіта, охорона здоров’я Христина Кухарук 06.05.2025 19:13
- Як роботодавцю повернути кошти, сплачені працівнику за скасованим рішенням суду Альона Прасол 06.05.2025 14:30
- Чому підприємці бояться виходити на новий рівень і як подолати цей бар’єр? Олександр Висоцький 06.05.2025 14:12
- "Ситник проти України" – чи може справедливість бути упередженою? Дмитро Зенкін 06.05.2025 12:57
- Нові правила подачі заявок на торговельні марки Сергій Барбашин 06.05.2025 11:45
- Літо, тераси та куріння: чи є заборона для літніх майданчиків? 184
- Регіональні тренди запитів "Відео ШІ" в Україні: піки, спад і соціальні фактори 178
- Безбар’єрність у лікарнях: чому доступ до медичних послуг виходить за межі пандусів 134
- Тренди світових витрат засобами візуалізації: військо, освіта, охорона здоров’я 109
- Чому ми приймаємо нелогічні фінансові рішення? 104
-
Чому Путін святкує 9 травня. Справжня історія Другої світової, яку не вчать у Кремлі
10774
-
Угода Україна–США: три ключові вигоди для нашої держави
Думка 6096
-
Нове житло на межі зникнення. Що говорить статистика про кризу на ринку нерухомості
Бізнес 5896
-
8 травня. Чи можлива українська історія Другої світової
Думка 3565
-
Три хвилі приморозків. Хто збанкрутує, а хто – заробить
Бізнес 3397