Реформа без обмана
Свершилось! Налоговая реформа все же сдвинулась с мертвой точки. Но единой концепции до сих пор нет, поэтому раньше октября судьба украинской налоговой системы не решится.
Свершилось! Налоговая реформа все жесдвинулась с мертвой точки. 4 сентября Министерство финансов в лице НатальиЯресько и парламентский комитет по вопросам таможенной и налоговой политики, откоторого выступала его глава Нина Южанина, на Национальном совете реформпрезентовали свое видение изменений, которые должны произойти в налоговойсистеме Украины.
С одной стороны, законодатели озвучилиидеи, которые вряд ли можно назвать принципиально новыми. Это касается какунификации налоговых ставок, так и упрощения администрирования налогов, а такжеминимизации взаимодействия налогоплательщиков и представителей фискальных органов.
Вместе с тем, позиция правительства иадминистрации президента (по неофициальной информации, Южанина озвучивалаинициативы, которые исходят именно из АП) во многом отличается.
Оставить, или…оставить?
Если проанализировать предложенияМинфина, то во многом они выглядят, как желание Кабинета министров создатьвидимость изменений, но при этом кардинально ничего не менять. И этонеудивительно, вспоминая прошлогодний конфликт экс-главы ГФС Игоря Билоуса ипремьера Арсения Яценюка, который закончился тем, что 2015 годналогоплательщики встретили с еще более высокими ставками налогов и усилившимсядавлением. Хотя декларировалось совершенно обратное.
Так и сегодня. Яресько, к примеру,предложила базовую модель с условным названием «Все по 20». Речь идет о том,чтобы установить ставки ключевых бюджетообразующих налогов на уровне 20%. Этоналог на доходы физлиц, единый соцвзнос, налог на прибыль и НДС. В принципе,идея такого «упрощения» логична. Поскольку ставок ЕСВ, к примеру, на сегодняцелых 80, а налога на прибыль – почти десяток. При этом Минфин ссылается на«плоскую» шкалу ставок в странах ближнего и дальнего соседства, таких какПольша, Эстония или Германия. Плюс ко всему, уже к 2018 году Яресько намерена«слить» ЕСВ и НДФЛ в один налог, и взимать его по ставке 20%.
Вместе с тем, этот подход все равноприводит к частичному увеличению нагрузки. Также министерство неконкретизирует, как именно изменится администрирование. Ведь «кривая» системавзимания налогов (запутанная отчетность, неоднозначность трактовок законодательныхнорм, плановый механизм проверок и наложения штрафов) может нивелировать эффектдаже от самых низких ставок. Плюс ко всему, в Минфине уже намекнули на то, чтокаждый процент снижения ЕСВ даст Пенсионному фонду дополнительную «дыру» в 5млрд гривен (хотя в реальности, согласно кривой Лаффера, однозначно прямойзависимости нет). А значит, нужно искать компенсаторы.
Где? Конечно же, в карманах рядовыхналогоплательщиков и малого бизнеса. Так, в министерстве вынашивают идею повзиманию налога на всю недвижимость, а также ликвидацию льгот поналогообложению промышленных и складских помещений. Помимо этого, будет введенповышенный налог для дорогой недвижимости. Квартиры площадью более 300 кв. м ижилые дома площадью свыше 500 кв. м будут облагаться по фиксированной ставке -25 тысяч гривен в год. Это же, кстати, коснется и «люксовых» авто, цена которыхсоставляет более 1 млн гривен.
Кроме того, правительство и дальшебудет ратовать за увеличение акцизов (в первую очередь, на алкоголь и табачныеизделия), а также искать сокрытые доходы украинцев путем применения непрямыхметодов. Иными словами, посредством контроля затрат. Самой же одиозной выглядитидея Яресько о конфискации активов прежней «преступной власти». Если более чемза 1,5 года правоохранительные органы не продвинулись в этом ни на шаг, топочему Минфин уверен, что эти активы удастся обнаружить сейчас?
Поддержал Яресько и нынешний глава ГФСРоман Насиров. Да, он высказался за упрощение отчетности, внедрение акцизноймарки, за ликвидацию авансовых взносов по налогу на прибыль. Но при этом не далчеткого ответа, какова судьба НДС-счетов, которые вот уже почти 8 месяцевдоставляют огромное количество неудобств бизнесу, зато заверил, что на любыеналоговые льготы будет наложен мораторий.
Более того, в Минфине решили изряднопотрясти предпринимателей. Видимо, и здесь ищут компенсаторы. Нет, от упрощенкивласти окончательно отказываться не собираются, но при этом сделают лишь двегруппы единого налога. Группа «А» - аналог нынешней 1-й, а «Б» - результатслияния 2-й и 3-й. Предельный оборот составит 2 млн гривен в год, а ставкабудет хитрой – 20% разницы между доходами и затратами. Хотя, как именноналоговики намерены высчитывать эту дельту, особенно единщиками изнепроизводственной сферы – загадка.
Перевернуть все
Проект реформы, предложенный комитетомВерховной Рады, хоть и назвали «радикальным», для налогоплательщиков он несеткуда больше выгод, чем предыдущий. Нина Южанина заметила, что на сегодня изукраинской экономики путем перераспределения ВВП через бюджет изымается более50%. А, как известно, при такой фискальной нагрузке ликвидируются стимулы дляразвития бизнеса и налогоплательщики ищут способы разумной оптимизации.
Поэтому, концепция АП предполагает,что ставка налога на прибыль снизится с 18% до 15%, НДС – с 20% до 15%, НДФЛ –и вовсе до 10%. Но при этом облагаться будет весь доход, без исключения. ЕСВбудет существовать отдельно, но по единой ставке на уровне 20%. Оставят и болеелиберальные условия предпринимателям. Для 2-й и 3-й групп лишь ограничатколичество наемных сотрудников, а также частично снизят «потолок» годовогодохода и пересмотрят ставки (третья группа будет платить 10% от оборота,начиная с 2018 года). Также в комитете по налоговой политике решили особо неужимать аграриев, оставив на спецрежиме тех, чей годовой оборот составляет до100 млн гривен, а площадь обрабатываемой земли – до 3 тыс га.
Без компенсаторов тоже не обойдется.Южанина подчеркнула, что бюджет будут наполнять за счет зажиточных украинцев,которые заплатят за предметы роскоши, а также с помощью увеличения акцизов ирентной платы, экологического налога. Но главное, на чем настаивают в АП – наповышении эффективности фискальных органов (даже если для этого придетсяуволить до 90% их сотрудников), и на максимальном переводе обслуживанияналогоплательщиков в онлайн.
Впрочем, невзирая на горячуюдискуссию, обе концепции отравятся на доработку. А в результате, как заявили поитогам Нацсовета его участники, в ближайшие две недели должен появитьсякомплексный пакет налоговой реформы, который будет соответствовать кактребованиям властей, так и самих налогоплательщиков. Вопрос лишь в том, какойиз моделей отдадут большее предпочтение. По крайней мере, во втором проектевидна реальная попытка внести хоть какие-то весомые изменения в архаичнуюсистему налогообложения, давно изжившую себя. Хотя и она не без изъянов.Например, нет ясности в отношении будущего ЕСВ (снизить ставку до 20% - этолишь полдела), а также не предложены конкретные меры по ликвидации коррупции встенах ГФС.
Однако все равно остается надежда, чтоболее «радикальный» подход получит весомую поддержку в парламенте, иначеочередные мнимые изменения назвать реформой язык точно не повернется.
- Матриця Ейзенхауера: як відрізняти термінове від важливого та не вигорати Олександр Скнар 12:00
- Енергостандарти-2025: спільна мова з ЄС Олексій Гнатенко вчора о 18:47
- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк вчора о 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна вчора о 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак 14.10.2025 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш 14.10.2025 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський 14.10.2025 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець 13.10.2025 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов 13.10.2025 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко 13.10.2025 03:31
- Від символу до суб’єкта: як Україні вибудувати сильний голос у світі Ольга Дьякова 12.10.2025 11:02
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 169
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись 109
- Мовчання – не золото. Як правильна комунікація може врятувати репутацію у кризу 101
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" 88
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 79
-
100-річний бодибілдер розповів, що допомагає йому підтримувати здоров’я і самопочуття
Життя 38905
-
Новий "дизельгейт": у Британії почався суд над найбільшими у світі автовиробниками
Бізнес 7107
-
Індія запропонує США компромісну пропозицію щодо російської нафти – Bloomberg
Фінанси 6345
-
Фултайм відходить у минуле – як фракційна робота змінює ринок праці
Життя 5043
-
Власник "Сільпо" може викупити французьку мережу Carrefour у Польщі
Бізнес 2443