Спасти историю
Как защитить культурное наследие столицы и всей Украины, и какова роль в этом нового генплана Киева.
Украина имеет богатейшее культурное наследие, которому могут позавидовать многие страны. На государственном учете в нашей стране состоит свыше 130 тыс памятников. При этом только в Киеве, по разным оценкам, находится около 3000 объектов, которые являются культурным наследием.
В странах Западной Европы исторические памятники тщательно охраняются и защищены на законодательном уровне, а также поддерживаются усилиями частных фондов и некоммерческих объединений. Среди них, например, Europa Nostra – ведущая европейская организация в сфере культурного наследия, Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест, Королевское общество исторических домов и садов Бельгии, Фонд «Исторические дома Франции», Ассоциация исторических зданий Великобритании, Фонд по охране церковных памятников Европы и т.д.
В Украине памятники защищены законом «Об охране культурного наследия», который был принят еще в 2000 году. Помимо этого, существует Украинское общество охраны памятников истории и культуры (УООПИК). Его деятельность направлена на изучение, сохранение и реставрацию памятников истории и культуры, на контроль соблюдения законодательства об их охране.
Тем не менее, не секрет, что с сохранением памятников в Украине большие проблемы, которые приводят к естественному разрушению культурных объектов, сносу исторических зданий, вырубке заповедных лесов и т.д.
Одна из причин происходящего – недостаточное финансирование, выделяемое на заботу о культурном наследии. Например, в госбюджете-2018 на эти цели предусмотрено всего лишь немногим более 400 млн грн. В США, для сравнения, эта сумма в 20 раз выше. Кроме того, существует масса пробелов в действующем законодательстве, что дает недобросовестным бизнесменам возможность условно законно вести строительство на месте снесенных памятников, парков, скверов.
Но не стоит забывать еще и о том, что в пределах отдельно взятого населенного пункта охрана культурного наследия регулируется действующим генеральным планом. И вот в этом направлении местным властям подавляющего большинства украинских городов предстоит проделать еще немало работы. Например, в Киеве действующий генплан, который был утвержден еще в 2002 году, в принципе не содержит эффективного механизма защиты историко-архитектурных памятников. К чему это привело – все мы хорошо знаем и видим.
Принятие нового генерального плана, который, скорее всего, будет действовать до 2030 года, поможет решить проблему уничтожения культурного наследия столицы. Прежде всего, речь идет о том, что в рамках генплана будут приниматься детальные планы территорий. Именно они определяют организацию и развитие отдельных участков населенного пункта площадью 100-150 Га. И помимо того, что детальный план нужен для выравнивания развития разных районов в рамках одного города, он также будет регламентировать, где находится сквер, где – зеленая зона, где можно строить детский сад, где – торговый центр или жилой дом, а где вести строительство вообще запрещено.
Помимо этого, новый генплан предусматривает увеличение в столице количества участков, застройка которых будет невозможна. Запланировано расширение буферных зон вокруг архитектурных ансамблей, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Речь идет о Софиевском соборе и Киево-Печерской Лавре. Хотя, к слову, на отвод земли и строительство в зонах этих заповедников еще с 2015 года действует мораторий Киевского городского совета.
Что еще важно, в новом генплане будет прописан 5-летний запрет на внесение изменений, касающихся зонирования. Это позволит заблокировать попытки некоторых лиц «подмять» под себя привлекательные земельные участки. Как это было, например, в 2013 году, когда одна из строительных компаний пыталась построить дом на так называемой Обсерваторной горке. Конфликт удалось уладить только после того, как это место было внесено в Госреестр памятников истории.
Впрочем, очевидно, что параллельно с принятием генпланов, которые отвечают современным реалиям развития украинских городов (ведь Киев – лишь один из многих мегаполисов), необходимо усиливать защиту исторических памятников и заповедных зон на законодательном уровне. Так, Верховная Рада 19 июня приняла два законопроекта, которые ужесточают штрафные санкции за разрушение и порчу памятников, а также усиливают защиту объектов, внесенных в список ЮНЕСКО. Но этого все равно мало.
Например, в Германии действует федеральный закон по охране культурного наследия. Кроме того, вместе с памятниками истории и культуры охраняются и памятники природы, которые представляют собой единый комплекс. Франция и вовсе стала первой европейской страной, где вопросы изучения и охраны культурных ценностей начали решать на государственном уровне. В 1830 году появилась Генеральная инспекция по охране памятников, а в 1983 году ответственность за историко-культурное наследие была передана непосредственно в ведение коммун. Причем, согласно законодательству Франции к памятникам истории и культуры могут быть отнесены не только здания и архитектурные ансамбли, но и естественные образования (ландшафты, озера, реки, леса и т.д.). Вокруг охраняемого памятника может быть установлена охранная зона. Всего на территории Франции было создано 76 таких зон, представляющих центры исторических городов.
Немаловажно и то, что памятники культуры могут приносить дополнительные поступления в государственный бюджет, стимулировать развитие туристического бизнеса и приток инвестиций. В США туризм, ориентированный на посещение исторических и прочих объектов, приносит экономике 192 млрд долл в год. Украина, и в первую очередь Киев, способна стать Меккой культурного туризма не только в Восточной, но и Центральной Европе.
- Дострокове зняття догани з працівника. Альона Прасол 14:53
- Виселення за борги: міфи, реальні загрози для боржника Павло Васильєв 12:58
- Чому стримується залучення коштів у сферу водопостачання та водовідведення? Дмитро Новицький 11:40
- Світло укранського бізнесу, що навчилося не гаснути Олег Вишняков 10:49
- Від балансу до гармонії: як інтегрувати роботу і життя без вигорання Олександр Скнар 09:35
- Скрегіт зубів: чому тепер це називають національною проблемою та як з ним боротись Анастасія Опанасюк 09:33
- Зимовий імпорт електроенергії та його вплив на фінансову стійкість бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 20:55
- Секс під час війни: чому мозок "вимикає" бажання – і як повернути близькість без тиску Юлія Буневич вчора о 17:42
- Ukrainians as the Antibodies of the World’s Immunity Олександр Черних вчора о 11:27
- Бізнес під вогнем: які рішення врятували компанії та стануть нормою у післявоєнній Україні Антон Мирончук вчора о 09:17
- Зупинення провадження до рішення КСУ Владислав Штика вчора о 01:38
- Нова політика зайнятості для України: між втратами та шансами на відродження Андрій Павловський 14.12.2025 17:42
- Українці як антитела світу Олександр Черних 14.12.2025 11:58
- Підсумки осені на ринку нерухомості: дефіцит, обережний попит і нові ризики Дан Сальцев 13.12.2025 14:43
- Кожен другий підприємець робить ці помилки. Як масштабуватися і не згоріти Олександр Висоцький 13.12.2025 09:15
- Як Уряд тихо вимкнув Prozorro, щоб віддати порт Чорноморськ "своїм" на 40 років 3220
- Вигоряння через фінансовий хаос: як цьому запобігти за допомогою здобуття фінансових знань 522
- Нова політика зайнятості для України: між втратами та шансами на відродження 291
- Зупинення провадження до рішення КСУ 232
- Бронювання у 2025 році: як бізнесу підтвердити "критичність" і зберегти працівників 157
-
Китай вперше підняв у небо дрон-невидимку CH-7 з дальністю понад 11 000 км: що він може
Технології 7708
-
Репараційний кредит. Росія оголосила, що вимагатиме від Euroclear майже 200 млрд євро
Фінанси 6695
-
Підозрювана в державній зраді телеведуча Панченко потрапила під санкції ЄС
Бізнес 2392
-
"Це наш шлях вижити". Клімкін питає Лібанову про "холодну впертість" українців та як нам об’єднатись
2121
-
Як журналістка Світлана Мусійко заснувала ІТ-платформу, не знаючи коду
Технології 1561
