Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
21.05.2015 17:02
Журналистов приравняли к правоохранителям
Количество преступлений в отношении журналистов растет. Помогут ли изменения в законодательство лучше их защитить?
После многочисленных поправок Верховная Рада приняла в первом чтении проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления гарантий законной профессиональной деятельности журналистов». Насколько актуальным является такой законодательный шаг сегодня?
По данным Института массовой информации, в 2014 году зафиксировано 995 нарушений прав журналистов, в частности, 286 нападений и избиений, 7 убийств. То есть, эта профессия в нашей стране является достаточно опасной.
При этом в пояснительной записке к законопроекту инициаторы отмечают, что большая часть правонарушений в отношении «работников пера» совершаются по указанию представителей органов государственной власти или при их непосредственном содействии.
Поэтому закрепление на законодательном уровне дополнительных гарантий безопасности профессиональной деятельности пишущего и снимающего сообщества – это жизненно важный вопрос для них, причем в буквальном смысле слова
Законом впервые устанавливается уголовная ответственность за совершение преступлений именно против журналистов. В частности, в Раздел XV Уголовного кодекса Украины включаются дополнительные специальные составы преступлений:
•угроза либо насилие по отношению к журналисту (ст. 3451 УК);
•умышленное уничтожение либо повреждение имущества журналиста (ст. 3471 УК);
•посягательство на жизнь журналиста (ст. 3481 УК);
•захват журналиста как заложника (ст. 3491 УК).
Следует отметить, что в начальной редакции проекта закона были предусмотрены более строгие виды наказаний за вышеуказанные преступления, чем в окончательной редакции.
Так, например, за совершение преступления по ч. 1 ст. 3451 УК (угроза убийством, насилием либо уничтожением или повреждением имущества журналиста, его близких родственников или членов семьи в связи с осуществлением этим журналистом законной профессиональной деятельности) предполагалось наказание исключительно в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет.
В итоговой же редакции предлагается наказывать виновных и исправительными работами на срок до 2 лет, и арестом на срок до 6 месяцев, и ограничением свободы на срок до 3 лет. Кроме того, уменьшился предельный срок лишения свободы, теперь до 3 лет.
Такие изменения авторы поправок обосновали вполне логично. Дело в том, что согласно ч. 1 ст. 17 Закона Украины «О государственной поддержке СМИ и социальной защите журналистов», ответственность за совершение преступления против журналиста в связи с выполнением им профессиональных обязанностей либо препятствование его служебной деятельности приравнена к совершению таких же действий против работника правоохранительного органа. А потому в окончательной редакции границы санкций «журналистских» статей «приравняли» к санкциями «правоохранительным» статей Уголовного кодекса.
Следует обратить внимание на то, что законом предусматривается уголовная ответственность за преступления не только против журналистов, но и их близких родственников и членов их семьи. Конечно, если они пострадали в связи с осуществлением журналистом своей профессиональной деятельности.
Закон не обошёл вниманием и судебную систему. Так, расширена диспозиция ст. 375 Уголовного кодекса Украины (Постановлення суддею (суддями) завідомо неправосудного вироку, рішення, ухвали або постанови).
Раньше судью могли привлечь к ответственности за: «…дії, що спричинили тяжкі наслідки або вчинені з корисливих мотивів чи в інших особистих інтересах» (абзац первый второй части статьи).
Теперь диспозицию решено сформулировать следующим образом: «…дії, що спричинили тяжкі наслідки або вчинені з корисливих мотивів в інших особистих інтересах чи з метою перешкоджання законній професійній діяльності журналіста».
По-видимому, теперь судьи станут более внимательными при рассмотрении «журналистских дел».
Наряду с внесением изменений в УК предполагается позаботиться и о материальной составляющей профессии, если речь идет о травмах, увечьях или гибели представителя средств массовой информации.
Предполагается закрепить в ст. 18 Закона Украины «О государственной поддержке СМИ и социальной защите журналистов» положения об обязательной выплате из государственного бюджета журналисту или членам его семьи (а в случае отсутствия семьи – его родителям и лицам, находящимся на содержании) единоразовой денежной помощи в следующем размере:
•50 прожиточных минимумов, установленных законом для трудоспособных лиц на время выплаты этой суммы (на сегодня это 60900 грн.) – в случае ранения (контузии, травмы или увечья), причинённого журналисту во время выполнения им профессиональных обязанностей;
•100 прожиточных минимумов, установленных законом для трудоспособных лиц на время выплаты этой суммы (на данный момент это 121800 грн.) – в случае гибели (смерти) журналиста во время выполнения им профессиональных обязанностей.
Учитывая, что сегодня сотни представителей СМИ работают в самой настоящей боевой обстановке, вполне своевременный шаг от законодателя.
Закон обретет силу после подписания его Президентом Украины, который, в свою очередь имеет право высказать «особое мнение» или наложить на него вето.
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
- НеБезМежне право Сергій Чаплян вчора о 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова вчора о 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко вчора о 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка вчора о 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок вчора о 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель вчора о 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко 30.06.2025 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський 30.06.2025 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков 30.06.2025 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв 30.06.2025 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко 30.06.2025 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
Топ за тиждень
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 743
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 428
- Реформа "турботи" 251
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 114
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 100
Популярне
-
Найдорожчі весілля в історії: 5500 дронів, верблюди й нескінченна розкіш Безоса, Амбані та Чарльза
Життя 19633
-
"Гарантії безпеки" Кадирової представлять Україну на 61-й Венеційській бієнале: деталі
Життя 12426
-
"Кремль втрачає контроль". Що означає конфлікт Росії з Азербайджаном
9755
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 7996
-
Bloomberg: Росія хоче продати частку у першій турецькій АЕС "Аккую" за $25 млрд
Бізнес 5653
Контакти
E-mail: [email protected]