Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
21.05.2015 17:02
Журналистов приравняли к правоохранителям
Количество преступлений в отношении журналистов растет. Помогут ли изменения в законодательство лучше их защитить?
После многочисленных поправок Верховная Рада приняла в первом чтении проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления гарантий законной профессиональной деятельности журналистов». Насколько актуальным является такой законодательный шаг сегодня?
По данным Института массовой информации, в 2014 году зафиксировано 995 нарушений прав журналистов, в частности, 286 нападений и избиений, 7 убийств. То есть, эта профессия в нашей стране является достаточно опасной.
При этом в пояснительной записке к законопроекту инициаторы отмечают, что большая часть правонарушений в отношении «работников пера» совершаются по указанию представителей органов государственной власти или при их непосредственном содействии.
Поэтому закрепление на законодательном уровне дополнительных гарантий безопасности профессиональной деятельности пишущего и снимающего сообщества – это жизненно важный вопрос для них, причем в буквальном смысле слова
Законом впервые устанавливается уголовная ответственность за совершение преступлений именно против журналистов. В частности, в Раздел XV Уголовного кодекса Украины включаются дополнительные специальные составы преступлений:
•угроза либо насилие по отношению к журналисту (ст. 3451 УК);
•умышленное уничтожение либо повреждение имущества журналиста (ст. 3471 УК);
•посягательство на жизнь журналиста (ст. 3481 УК);
•захват журналиста как заложника (ст. 3491 УК).
Следует отметить, что в начальной редакции проекта закона были предусмотрены более строгие виды наказаний за вышеуказанные преступления, чем в окончательной редакции.
Так, например, за совершение преступления по ч. 1 ст. 3451 УК (угроза убийством, насилием либо уничтожением или повреждением имущества журналиста, его близких родственников или членов семьи в связи с осуществлением этим журналистом законной профессиональной деятельности) предполагалось наказание исключительно в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет.
В итоговой же редакции предлагается наказывать виновных и исправительными работами на срок до 2 лет, и арестом на срок до 6 месяцев, и ограничением свободы на срок до 3 лет. Кроме того, уменьшился предельный срок лишения свободы, теперь до 3 лет.
Такие изменения авторы поправок обосновали вполне логично. Дело в том, что согласно ч. 1 ст. 17 Закона Украины «О государственной поддержке СМИ и социальной защите журналистов», ответственность за совершение преступления против журналиста в связи с выполнением им профессиональных обязанностей либо препятствование его служебной деятельности приравнена к совершению таких же действий против работника правоохранительного органа. А потому в окончательной редакции границы санкций «журналистских» статей «приравняли» к санкциями «правоохранительным» статей Уголовного кодекса.
Следует обратить внимание на то, что законом предусматривается уголовная ответственность за преступления не только против журналистов, но и их близких родственников и членов их семьи. Конечно, если они пострадали в связи с осуществлением журналистом своей профессиональной деятельности.
Закон не обошёл вниманием и судебную систему. Так, расширена диспозиция ст. 375 Уголовного кодекса Украины (Постановлення суддею (суддями) завідомо неправосудного вироку, рішення, ухвали або постанови).
Раньше судью могли привлечь к ответственности за: «…дії, що спричинили тяжкі наслідки або вчинені з корисливих мотивів чи в інших особистих інтересах» (абзац первый второй части статьи).
Теперь диспозицию решено сформулировать следующим образом: «…дії, що спричинили тяжкі наслідки або вчинені з корисливих мотивів в інших особистих інтересах чи з метою перешкоджання законній професійній діяльності журналіста».
По-видимому, теперь судьи станут более внимательными при рассмотрении «журналистских дел».
Наряду с внесением изменений в УК предполагается позаботиться и о материальной составляющей профессии, если речь идет о травмах, увечьях или гибели представителя средств массовой информации.
Предполагается закрепить в ст. 18 Закона Украины «О государственной поддержке СМИ и социальной защите журналистов» положения об обязательной выплате из государственного бюджета журналисту или членам его семьи (а в случае отсутствия семьи – его родителям и лицам, находящимся на содержании) единоразовой денежной помощи в следующем размере:
•50 прожиточных минимумов, установленных законом для трудоспособных лиц на время выплаты этой суммы (на сегодня это 60900 грн.) – в случае ранения (контузии, травмы или увечья), причинённого журналисту во время выполнения им профессиональных обязанностей;
•100 прожиточных минимумов, установленных законом для трудоспособных лиц на время выплаты этой суммы (на данный момент это 121800 грн.) – в случае гибели (смерти) журналиста во время выполнения им профессиональных обязанностей.
Учитывая, что сегодня сотни представителей СМИ работают в самой настоящей боевой обстановке, вполне своевременный шаг от законодателя.
Закон обретет силу после подписания его Президентом Украины, который, в свою очередь имеет право высказать «особое мнение» или наложить на него вето.
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
- Святий Миколай, Санта Клаус та Father Christmas: у чому різниця – і що між ними спільного? Інна Лукайчук 18:46
- За що компанії можуть втратити статус "критично важливих" та що робити далі Віталій Соловей 17:54
- Що робити, якщо співробітник вкрав клієнтську базу Олександр Висоцький 17:08
- Переоцінка безпомилковості ШІ студентами: експериментальні докази Олександр Серт 16:32
- Як мислити ефективніше: техніка шести капелюхів Едварда де Боно Олександр Скнар 09:36
- П’ять років поза Конституцією: як Україна втратила баланс влади і підтримку світу Валерій Карпунцов вчора о 21:18
- "FPV на арабіці": акцизний податок на каву як інструмент поповнення військового бюджету Кароліна Холявко вчора о 18:58
- Королівство кривих дзеркал: як абсурд став нашою нормою Дана Ярова вчора о 18:19
- Гроші що не сплять, або еволюція хедж-фондів з середини ХХ сторіччя до сьогодення Ольга Ярмолюк вчора о 17:12
- PR Тренди 2026: фокус на розвиток бізнесу та окупність інвестицій Ірина Кононенко вчора о 14:03
- Криза стала рутиною: комерція в умовах постійних змін Наталія Церковникова вчора о 11:17
- Судовий щит проти відключення: кого реально захищають нові правила НКРЕКП Олексій Гнатенко вчора о 08:14
- Метод м’якої сили у перемовинах: як впливати тихо і змінювати правила гри Ангеліна Біндюгіна вчора о 02:01
- ШІ у дитячих книжках: загроза чи інструмент повернення до читання? Віктор Круглов 02.12.2025 14:51
- Як WSJ вибудовує наратив операції "Павутина" та образ її ключового лідера Христина Кухарук 02.12.2025 10:23
Топ за тиждень
- ВЛК у військовому квитку відсутня: чи може роботодавець взяти працівника 1455
- Мікрокроки, що змінюють життя: як формувати звички без зривів і надзусиль 264
- П’ять років поза Конституцією: як Україна втратила баланс влади і підтримку світу 219
- Як WSJ вибудовує наратив операції "Павутина" та образ її ключового лідера 162
- Управління ризиками. Чому старі стратегії можуть знищити новий проєкт 140
Популярне
-
"Все під землю". Сухомлин заявив про неминучість використання досвіду Кореї в Україні
Бізнес 3490
-
"Ми слабкі, ситуація ганебна". Який козир у мирних переговорах НАТО лишає для України
2959
-
Попередити ризик: що повинні знати батьки перед лікуванням дитини у стоматолога
Життя 2807
-
"Впевнена на 99%". Рада у 2026 році розгляне підвищення зарплат військовим – Підласа
Бізнес 2744
-
"Планую дожити до 120 років": що їдять мільярдери Тіль, Еллісон й інші та що каже наука
Життя 2171
Контакти
E-mail: [email protected]
