Заметки адвоката №31. Судебные будни налоговых юристов
Судебные будни налоговых юристов
Каждый раз, приходя в судебное заседание с налоговым органом, к сожалению, приходится наблюдать одну и ту же картину: представитель налоговой либо вообще не готов к заседанию, либо же готов поверхностно. Печально? Еще бы!! Вы спросите: «Если не работаете в налоговой, а защищаете бизнес, - зачем критикуете орган, который своей неподготовленностью только помогает вам?». Вопрос логичный, но дело совсем не в этом. Конечно, приятнее сражаться с достойным противником и при этом выиграть дело, как, в принципе, и проиграть. Но в реальной жизни для клиента нужно выиграть дело в любых условиях, нежели проиграть его. А удовольствие от соперничества можно оставить для игры в шахматы, например, или других игр.
Вернемся все же к проблемам налоговой.
Во-первых: юристы налоговой службы отделены от инспекторов, которые выявляют налоговые нарушения и фиксируют их в актах проверки. Сами инспектора практически никогда не ходят в суды и не отстаивают свою позицию, в то время как юристы не участвуют в составлении актов. В идеальных условиях эти два подразделения должны активно взаимодействовать, обмениваться информацией и всячески дополнять друг друга. Например, новые тенденции, которые появляются в судебной практике, должны мгновенно обсуждаться с инспекторами, чтобы последние, при составлении актов не допускали ошибок, препятствующих рассмотрению дел в суде и привлечению недобросовестных налогоплательщиков к ответственности. Инспектора же должны юридически грамотно описывать налоговые правонарушения и аргументировать их надлежащими доказательствами. Другими словами – советоваться с юристами. Так как на практике этого не происходит, то и говорить о какой-либо эффективности системы нечего.
Во-вторых: на логичный вопрос судьи: «Почему вы не готовы?», можно услышать почти стандартный ответ: «Мне передали дело только вчера вечером, и я не успел/а подготовится». Заметьте, здесь вопрос заключается не в профессионализме того или иного сотрудника налогового органа, а в невозможности физически подготовиться к делу. Подумайте, как можно за ночь подготовиться к делу по доначислениям в бюджет, например, налогов на сумму 16 млн.грн. и выиграть его?! Для справки: инспекторам понадобился целый месяц для анализа документов налогоплательщика, а сам налогоплательщик в таких случаях привлекает всевозможных экспертов, юристов, аудиторов, и даже ораторов и психологов, которые командой проводят многочисленные совещания и переговоры, собирают доказательную базу и детально прорабатывают позицию. Выводы напрашиваются сами собой. Следует отметить, что и судьи тоже делают свои выводы, периодически вынося в адрес налоговых органов отдельные определения. Но в целом это картину не меняет.
В-третьих: на судебные заседания по одному и тому же делу каждый раз приходят разные представители. При этом первые часто забывают передать следующим требования суда о предоставлении той или иной информации. Сперва я думал, что таким образом налоговый орган борется с коррупцией, предполагая, что с постоянно меняющимися сотрудниками налогоплательщик не сможет договориться. Но, как оказалось, проблема намного глубже – никто не переживает за результат рассмотрения дела в суде. Иначе, как можно объяснить то, что налоговые юристы свободно передают свои дела друг другу прямо накануне судебного заседания. Хотя, с уголовно-правовой точки зрения это можно квалифицировать как халатность.
Помимо этих проблем, в налоговом органе достаточно много и других, от совокупности которых действительно становится очень грустно, особенно когда понимаешь, что налоговый орган существует за счет налогоплательщиков и, по-сути, был нанят ими на работу.
С этим нужно что-то делать.
- Бухгалтерські документи як доказ: як працює судова експертиза Олексій Ільченко 16:45
- Енергетична автономія бізнесу: як встановити й підключити власну електростанцію у 2025 Ростислав Никітенко 13:51
- Розмежування судових економічних експертиз: спеціальності 11.1, 11.2, 11.3 Юрій Григоренко 12:00
- Коли держава робить вигляд, що не чує, ми вчимося кричати Дана Ярова 11:35
- Банкрутство компанії: покрокова процедура Альона Пагер вчора о 23:16
- Невидима межа між формальністю і правом: коли уважність важить більше, ніж доступ до суду Світлана Приймак вчора о 20:11
- Дискреція не без меж: перші рішення на користь кандидатів до апеляцій Тетяна Огнев'юк вчора о 18:13
- Право на освіту і обов’язок захищати державу: як знайти баланс? Анна Даніель 21.06.2025 10:22
- Велике крадiвництво № 4 Володимир Стус 20.06.2025 19:53
- Наша війна надовго.... Володимир Горковенко 20.06.2025 14:03
- Мезонінне інвестування в девелопмент: як не стати власником недобудови Роман Бєлік 19.06.2025 21:04
- Реформа ДПП як шанс залучити приватний капітал до відбудови Галина Янченко 19.06.2025 16:22
- Піксель на мільйони: історія про схеми, які не зникають Дана Ярова 19.06.2025 15:17
- Юридичні аспекти ЕДО: що варто врахувати бізнесу перед запуском Олександр Вернигора 18.06.2025 19:37
- Цифрова зрілість компанії: як зрозуміти, де ви зараз і що робити далі Станіслав Нянько 18.06.2025 16:02
- Дискреція не без меж: перші рішення на користь кандидатів до апеляцій 1336
- Множинне громадянство: що змінює новий закон і які ризики він несе Україні 255
- Мезонінне інвестування в девелопмент: як не стати власником недобудови 139
- Цифрова зрілість компанії: як зрозуміти, де ви зараз і що робити далі 89
- Там, де померла емпатія, проросла лють 69
-
США вдарили по Ірану. Що це означає для України
Думка 52992
-
Краса – це не про вік: як змінюються тренди в догляді за шкірою у 2025 році
Життя 6874
-
Трансжири, "Е-шки" і фальшива екопродукція: як читати етикетки на продуктах
Життя 4143
-
"Боюся медичного огляду". Усе, що потрібно знати про це – від частоти до розмови з лікарем
Життя 3015
-
Криза G7: Заходу час переглянути свою глобальну місію
Думка 1915