Шопинг в новой реальности. Технологии VR и AR на службе у моды и ритейла
Бренды и ритейлеры предлагают покупателям пополнить гардероб и обустроить дом с помощью виртуальной и дополненной реальности
Пандемия меняет поведение покупателей и подталкивает бренды, особенно в мире моды, индустрии красоты, мебели и дизайна интерьеров, применять технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. Многие в настоящее время разрабатывают свои виртуальные примерочные, чтобы помочь своему покупателю сделать правильный выбор как в офлайн-магазине, так и в онлайне – не выходя из дома.
Например, уже сегодня на портале Chanel вы можете «сделать» виртуальный макияж и найти свой идеальный цвет губной помады, попробовать перед покупкой тени для век и подводки для глаз. Через мобильное приложение Dior – подобрать наиболее подходящую форму очков из каталога. А потом, скажем, отправиться на шопинг в Walmart, где присмотреть новую вазу для гостинной и с помощью AR view увидеть, вписывается ли она в ваш интерьер. К слову, ABI Research оценивает емкость рынка VR и AR для ритейла в $10 млрд к 2022–2023 годам.
Вместе с тем, при внедрении подобных решений, возникает немало вопросов касательно интеллектуальной собственности. Например, что представляет собой виртуальная вещь – это компьютерная программа или изображение? Если изображение, то оно охраняется авторским правом? А главное – как защитить собственную разработку?
Помните, что всё создаваемое вами условно можно разделить на технологии и контент. VR-шлем, виртуальная примерочная, умное зеркало или кроссовки, пояс, серьги с использованием дополненной реальности – это технологии, и их можно запатентовать.
Иногда можно запатентовать техническое решение. Ближе не к аппаратной, а программной части. Например, способ обработки изображений или систему создания виртуальной одежды.
Если вы изобрели технологию, то проведите патентный поиск и проверьте, действительно ли то, что вы изобрели, является новым. Уже потом подавайте заявку на получение патента в патентное ведомство. Но не только в Украине, а и в тех странах, где находятся ваши основные пользователи. Например, США, ЕС.
Даже если не намерены сейчас выходить на американский или европейский рынок, но понимаете, что технология будет пользоваться популярностью – запатентуйте, а затем продайте патент. Или позвольте другим компаниям использовать ее по лицензии. Это один из путей коммерциализации вашей технологии.
Другая группа объектов, которые можно защитить – это объекты авторского права. Например, меня часто спрашивают, что представляет собой маска или цифровая одежда. Считаю, что это – объект авторского права. Более того, охраняется авторским правом и само изображение, и компьютерная программа. Т. е. определенный код, который и отражает маску или цифровую одежду на смартфоне. И, когда вы продаете одежду клиенту – пользователю, вы предоставляете ему лицензию на использование этой одежды.
Это накладывает на вас множество обязанностей, а пользователю дает новые права в отличие от стандартных прав потребителя. Например, когда ваш клиент становится вашим пользователем, вы получаете данные о его весе, росте, особенностях фигуры и пр. Поэтому при создании мобильного приложения с VR, подумайте о защите персональных данных.
- Ототожнення адвоката з клієнтом в Україні: «кейс Шевчука» та міжнародний контекст Олексій Шевчук 11:13
- Домашнє насильство як правовий конструкт: ризики доказування і судових помилок Вадим Графський 10:04
- Запитання, які підтримують команду у складні періоди Тетяна Кравченюк вчора о 17:39
- Мистецтво в Україні: витрати чи стратегічний капітал для економіки та ідентичності Ванда Орлова вчора о 15:30
- Медіаграмотність і глибока стурбованість: розбір без ілюзій Дмитро Золотухін вчора о 11:50
- Криптовалюта в Україні: як залишатися в правовому полі при декларуванні та зберіганні Вадим Графський вчора о 11:17
- Європейський Союз та Україна: від економічної інтеграції до безпекового партнерства Оксана Вжешневська 04.02.2026 14:59
- Стандарти доказування у справах про адміністративні правопорушення: аналіз практики Євген Жураковський 04.02.2026 14:52
- Автобуси в Україні: підсумки 2025 року та тренди на 2026 Микита Гайдамаха 04.02.2026 14:20
- Вплив аудитів Рахункової палати на управління Програмою медичних гарантій Ольга Піщанська 04.02.2026 14:08
- Корпоративні цінності як зручна ілюзія менеджменту Михайло Зборовський 04.02.2026 12:12
- Презумпція винуватості в Україні: як система непомітно зламала базовий принцип права Вадим Графський 04.02.2026 10:56
- Ваша компанія впроваджує AI-агентів так само, як заводи встановлювали електрику у 1885-му Олександр Бутко 04.02.2026 03:23
- ФОПи можуть отримати безповоротно 7500-15000 грн грошової допомоги Ярослав Цвіркун 04.02.2026 01:44
- В пошуках втраченого сенсу. Матвій Вайсберг Наталія Сидоренко 03.02.2026 14:49
- Проєкт Кодексу права приватного і права дитини: чи дійсно наближаємося до Європи? 435
- Європейський Союз та Україна: від економічної інтеграції до безпекового партнерства 297
- Звільнені, але не врятовані. Чому пекло полону для жінок не закінчується на пункті обміну 278
- Вплив аудитів Рахункової палати на управління Програмою медичних гарантій 183
- Позов для скасування штрафу ТЦК у 2026: повний гайд 151
-
Маск став першою людиною в історії зі статками понад $800 млрд
Бізнес 20749
-
Критики називають "Буремний перевал" гарячим хітом для масової аудиторії – перші відгуки на фільм
Життя 15674
-
Новий ШІ-продукт від Anthropic спровокував масовий розпродаж на ринках
Бізнес 7321
-
В Україні планують запустити іпотеку під 3% для мільйона сімей – Гетманцев
Бізнес 4804
-
Код 2512. Як Джеффрі Епштейн "копав" під Зеленського через топових європолітиків
3233
