Как в Украине защитить права на персонаж. Часть 1
Сегодня перечень вымышленных героев, являющихся источником дохода для своих правообладателей, довольно внушителен.
Однажды Уолт Дисней сказал: «Я люблю Микки Мауса больше, чем любую из женщин, какую когда-либо знал». И это не удивительно. За свои 88 лет жизни забавный мышонок стал самым узнаваемым в мире брендом, в 1932 году обеспечил Уолту Диснею «Оскар», в 2003 году возглавил список Forbes как «самый богатый вымышленный персонаж», принеся компании Disney доход в размере 5,8 миллиардов долларов.
Микки Маус – наиболее показательный интеллектуальный актив в мультипликации. На протяжении многих лет компания Disney тратит миллионы долларов на продление срока действия авторских прав в законодательстве США, ведь переход Микки Мауса в общественное достояние прекратит монополию компании на коммерциализацию своего первого и самого успешного персонажа.
Сегодня перечень вымышленных героев, являющихся источником дохода для своих правообладателей, довольно внушителен. Скрудж МакДак, Тони Старк, Брюс Уэйн – всемирно известные «личности». А есть и такие, слава которых ограничивается определенными географическими и культурными рамками. К ним можно отнести, к примеру, героев мультфильма «Маша и Медведь», «Фиксики», «Лунтик», которые наиболее близки славянам, японских Покемонов, в прочем, в последнее время популярных не только в Японии.
Персонаж как результат творческой деятельности человека - всегда потенциально прибыльный актив. Поэтому особенно важно заложить фундамент его правовой охраны, а в дальнейшем - и защиты, еще до введения своего детища в коммерческий оборот.
Кто такой «персонаж» и каковы критерии его охраноспособности?
Законодательство Украины не дает определения термину «персонаж».
Энциклопедия интеллектуальной собственности под редакцией профессора П.П. Крайнева раскрывает «персонаж» как «действующее лицо в художественном произведении».
В учебном пособии «Теория литературы» под редакцией О. Галич «персонаж – общее название любого действующего лица литературного произведения, которое выступает в произведении как объект повествования и воспринимается, в первую очередь, как некое живое или условно живое существо. По сути, понятие «персонаж» является сборным названием той совокупности способов изображения, благодаря которым отображается образ действующего лица, который создают её портрет, костюм, язык, поступки, характеристики со стороны других персонажей».
Давая широкую трактовку понятию «персонаж», можно объединить два подхода и определить персонаж как действующее лицо произведения, обладающее собственным индивидуальным образом (характерная манера поведения, разговора), именем (псевдонимом), внешним видом (костюм, прическа и пр.).
Для определения стратегии правовой охраны персонажа не последнюю роль играет и понимание его вида.
Предлагаю классифицировать персонажей таким образом:
По уровню вымышленности
O Вымышленные (нереальные, фантазийные существа, в том числе, персонажи из народного фольклора)
O Частично вымышленные (включают характеристики реально существующего прототипа)
O Невымышленные (известные люди, исторические личности, животные)
По форме выражения
O Литературные (описанный словами художественный образ в литературном произведении)
O Визуальные (статичное изображение – рисунок (например, в комиксе), эскиз или движущееся изображение в немом мультфильме, фильме, пантомиме)
O Аудиовизуальные (движущееся изображение, сопровождаемое звуковой дорожкой в мультфильме, анимации, фильме, телешоу, компьютерной игре и т.п.)
O Объемные (куклы, марионетки в театре)
В поисках возможностей охраны прав на персонаж следует обращаться к ст. 9 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах». Согласно данной нормы часть произведения, которая может использоваться самостоятельно, в том числе и оригинальное название произведения, рассматривается как произведение.
В вопросе идентификации персонажа как произведения, которое может использоваться самостоятельно, важную практическую роль сыграло заключение эксперта в хозяйственном процессе ООО «Маша и Медведь» против физического лица-предпринимателя (дело №916/4304/14). По моему мнению, оно показательно и с точки зрения определения персонажа как самостоятельного произведения, и как пример грамотного его описания. Согласно данного документа «изображение персонажа «Маша» было создано для анимационного детского сериала, при этом такой персонаж наделен автором определенными признаками, которые индивидуализируют и выделяют его среди изображений других выдуманных мультипликационных персонажей. Персонаж «Маша» является маленькой девочкой 5-7 лет, которая не может усидеть на месте, любознательна, любопытна, доброжелательна, с независимым характером, упряма, настойчива. Внешние характеристики: маленький рост, белые волосы, белая прямая челка на лбу, большая голова, большие зеленые глаза, при улыбке и во время разговора видны два передних верхних и два передних нижних зуба, одета в блузку, сарафан, платочек и сандалии, которые в зависимости от игровой ситуации меняются по цвету и сезонности.
Персонаж «Маша» является динамическим образом, созданным в процессе творческой деятельности его автора, который выражен в объективной форме (в виде изображения, зафиксированного на киноленте), имеет черты и свойства (имя, особенности внешнего вида и характера), которые выделяют его среди других выдуманных персонажей, то есть имеет все признаки оригинальности.»
На основании заключения эксперта суд пришел к выводу: «…персонаж «Маша» из мультипликационного сериала «Маша и Медведь» является частью аудиовизуального произведения, которая может использоваться самостоятельно».
«Поскольку персонаж аудиовизуального произведения – мультипликационного сериала «Маша и Медведь» - «Маша» является частью указанного аудиовизуального произведения и может использоваться самостоятельно, последняя рассматривается судом как произведение».
Таким образом, можем говорить, что критериями для охраны персонажа авторским правом являются творческий вклад автора в его создание, оригинальность, объективная форма выражения и возможность использования отдельно от основного произведения.
Коммерциализация: что и как?
Всемирная организация интеллектуальной собственности довольно емко определила коммерческое использование персонажа как адаптацию или вторичное использование автором либо уполномоченными третьими лицами вымышленного персонажа, характерных отличительных признаков героя (имя, образ, внешний вид) относительно различных товаров и услуг с намерением вызвать у потенциальных потребителей желание приобрести товары или воспользоваться услугами через симпатию потребителей к этим персонажам.
Практика показывает, что в коммерческих целях может использоваться как изображение персонажа, так и его имя, известные фразы, любые оригинальные отличительные черты (их совокупность) и элементы.
Для получения права на использование персонажа и любых других оригинальных отличительных элементов, которые с ним тесно связаны, заключается лицензионный договор.
Вместе с тем существует ряд персонажей, относительно которых допускается свободное использование. Это герои народного творчества, такие как Дед Мороз, Котигорошко, Колобок и прочие, видовые персонажи (принц, волшебник и прочие), а также персонажи, срок охраны авторским правом на которые истек.
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін вчора о 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз вчора о 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов вчора о 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
- Як реагувати на вимоги поліції та ТЦК: поради адвоката Павло Васильєв 19.11.2024 17:55
- Як зниження міжнародної підтримки впливає на гуманітарне розмінування в Україні Дмитро Салімонов 19.11.2024 14:12
-
Віктор Ющенко та партнери відчужили право на видобуток газу на Полтавщині
Бізнес 106063
-
Головний прапор країни приспустили: яка причина
Життя 81789
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 20493
-
Ми втрачаємо покоління інженерів і програмістів. Як математика впливає на майбутнє України
12229
-
Британія утилізує п'ять військових кораблів, десятки гелікоптерів і дронів задля економії
Бізнес 9047