Год под знаком обороны
В новый год мы вступили с большим военным и оборонным бюджетом и пониманием того, что только сильная страна может быть независимой. В обществе огромный запрос на перемены и пока есть поддержка. Важно только не растерять этот кредит доверия.
Наша страна, миром в которой и отсутствием вооруженныхконфликтов мы гордились много лет, вступила в эру войны. Как бы ее не называли:гражданской войной, антитеррористической операцией или войной с Россией, этовойна, в которой гибнут наши соотечественники, народ ожесточается и происходитпереоценка ценностей. Украина уже не будет прежней, возврата к старой жизнинет. И сейчас мы на распутье, ведь эти потрясения или могут окончательнорасколоть и разрушить страну, или такой жизненный урок станет для украинскогонарода отправной точкой в построении нового государства – сильного, а значитпо-настоящему независимого.
Все 23 года нашей независимости украинскийоборонно-промышленный комплекс был ориентирован на экспорт, соответственнопроизводилось то, что пользовалось спросом в первую очередь в странах третьегомира – это, как правило, модернизированная техника советского образца. Новыхразработок практически не было, гособоронзаказ составлял всего около 10 % от объема производства.
Военный бюджет фактически проедался, деньги уходили натекущие нужды, о развитии армии речь не шла.
Растущие из года в год цифры выручки от экспорта вооруженийне отражали реального положения дел. Деньги не направлялись на развитие новыхобразцов вооружения и модернизацию производства, а через фирмы- посредникивыводились в офшоры. Военное товары продавалась по заниженным ценам, в переченьизлишнего имущества Минобороны попадала боевая техника, боеприпасы,вертолеты - то есть всё то, чего сейчастак не достаёт нашим бойцам на фронте.
Долгие годы в оборонке работали обкатанные схемы по продажетехники и оружия через фирмы-посредники, и огромные агентские выплаты - около 100-150млн. долл. США ежегодно - выводились из Украины. А это около 15% от всегообъема экспорта вооружений!
Кроме того, «благодаря» умышленным срывам контрактовопределенными руководителями, Украина теряла традиционные для себя рынки сбытаи на наше место мгновенно заходили российские компании.
События в Крыму и на востоке дали понять всем, что по-настоящему независимое государство – этосильное государство. Поэтому вопросы обороны и национальной безопасностивыходят на первый план и необходимость срочных изменений очевидна.
Реформы оборонно-промышленного комплекса будут встречать серьезное сопротивление, саботаж в лицесреднего звена руководителей, которые уютно чувствовали себя долгие годы, сидяна коррупционных схемах продажи оружия, откатах при закупках и т.д. Поэтомуполумер в борьбе с коррупцией в этой отрасли быть не должно, иначе изменений непроизойдет и всё опять заглохнет.
Верховная Рада проголосовала за государственный бюджет на 2015 год, в котором на национальнуюоборону и безопасность запланировано 90,7 млрд. грн. Эта цифра включает общийобъем финансирования.
Из них на Минобороны -44,6 млрд. грн. По сравнению с прошлым годом бюджет вырос почти в три раза. Но это так лишь формально.В действительности вместо 15 млрд. в 2014-м Минобороны получило 26 млрд. Инужно понимать, что численность армиирастет – за этот год со 130 000 до 230 000, а в 2015-ми планируется увеличитьдо 250 000. Поэтому по факту рост бюджета, мягко говоря, незначительный.Учитывая еще и тот факт, что война на востоке ежедневно пожирает десяткимиллионов (по словам Порошенко 100 млн. в день).
Полной ясности с гособоронзаказом пока нет. Но цифры,которые озвучил министр обороны Полторак, вселяют надежду: на разработкувооружения и приобретение новой техники запланировано потратить 14 млрд. 20млн. грн. На модернизацию - 5,2 млрд. грн. Предполагается, что большинствозаказов будут выполнять украинские предприятия.
Сравнивать с прошлым годом трудно, учитывая инфляцию идевальвацию гривни. Обычно гособоронзаказ не превышал 100 млн. долларов, тоесть порядка 800 млн. грн. по старому курсу. Так, что рост, так или иначе,более чем значительный. И такое финансирование, по крайней мере, способнозакрыть основные потребности наших вооруженных сил, ну а разработка новыхобразцов – это дело не одного года.
Необходимо привлекать иностранного инвестора, разрабатыватьи эффективные программы государственно-частного партнерства для привлечения воборонную отрасль частных компаний, которые зачастую имеют очень интересныеразработки.
Что до перехода на стандарты НАТО и уж тем более вступленияв Альянс, пока это не больше, чем несбыточные желания и красивые лозунги.А в реальности – огромный труд иогромные расходы. Швеции для перехода нановые стандарты вооружения и подготовки военнослужащих понадобилось 12 лет. Нов итоге они решили не вступать в НАТО. Унас, даже при самых благоприятных условиях, обновление армии займет не менее15-ти лет. А что касается денег, то международные финансовые институты ужесказали свое слово – без реальных реформ финансирования не будет.
Решение проблем в ОПК – это целый комплекс мероприятий: наведение порядка в уже существующихпроцедурах, их упрощение; модернизация производства и развитие технологий;объединение производственников и научных институтов; создание прозрачной европейскоймодели ведения бизнеса; поиск дополнительных источников доходов для развитияотрасли и наполнения госбюджета.
Дополнительные валютные поступление может обеспечить экспортвооружений. Но этот процесс не должен быть бездумным и становится приоритетом,как это было все годы независимости Украины. Сейчас приоритетом должно быть обеспечение нашей армии, это очевидно. Нов то же время полностью закрыть все потребности отечественный оборонно-промышленныйкомплекс пока не в состоянии, а на остальное нужны деньги.
Вторым источником финансирования развития оборонки могли быстать иностранные инвестиции.
Несмотря на то, что сейчас наблюдается отток прямыхиностранных инвестиций во многих отраслях, уверен, что даже в текущей ситуации украинская оборонкаинтересна иностранным инвесторам. Но запад четко сигнализирует, что без реформ денег не даст. Инвестор придет, когдаему будут понятны правила игры и даны гарантии.
Нам не хватает технологий, большая зависимость от импорта.Да, можно внедрять свои разработки, создавать новые образцы и это необходимоделать, но это время, которого у нас сейчас нет.
Производственная кооперация с мировыми технологическимилидерами позволила бы в значительно более сжатые сроки закрыть множествопроблемных вопросов.
В целом за прошедший год украинская армия прошла путь, накоторый в обычных условиях ей понадобилось бы лет пять. Но проблем меньше нестановится, и новые вызовы требуют взвешенных, но быстрых решений.
Оборонно-промышленный комплекс Украины находится далеко не влучшем состоянии, но впервые за много лет ему уделено так много внимания состороны руководителей государства. К сожалению, к этому привели трагическиесобытия на Востоке, но так или иначе отрасль никогда не была так близка креальным изменениям и обновлению. Пока, правда, лишь на бумаге.
В условиях боевых действий, ОПК становится для государстваприоритетной отраслью. Она требует больших вложений, но при правильном подходеспособна не только вооружить украинскую армию, но и стать источником наполнениягосударственного бюджета.
Необходимо разработать форму действенного контроляобщественности за расходованием средств военного бюджета, обеспечитьпрозрачность процессов. Только так возможно вернуть доверие людей и отбитьохоту у нечистых на руку чиновников наживаться на войне.
- Мотивація без натхнення: що працює, "коли немає сил хотіти" Тетяна Кравченюк вчора о 17:19
- "Корисна дура" чи свідома роль? Георгій Тука вчора о 15:35
- Дострокове зняття догани з працівника Альона Прасол вчора о 14:53
- Виселення за борги: міфи, реальні загрози для боржника Павло Васильєв вчора о 12:58
- Чому стримується залучення коштів у сферу водопостачання та водовідведення? Дмитро Новицький вчора о 11:40
- Світло укранського бізнесу, що навчилося не гаснути Олег Вишняков вчора о 10:49
- Від балансу до гармонії: як інтегрувати роботу і життя без вигорання Олександр Скнар вчора о 09:35
- Скрегіт зубів: чому тепер це називають національною проблемою та як з ним боротись Анастасія Опанасюк вчора о 09:33
- Зимовий імпорт електроенергії та його вплив на фінансову стійкість бізнесу Ростислав Никітенко 15.12.2025 20:55
- Секс під час війни: чому мозок "вимикає" бажання – і як повернути близькість без тиску Юлія Буневич 15.12.2025 17:42
- Ukrainians as the Antibodies of the World’s Immunity Олександр Черних 15.12.2025 11:27
- Бізнес під вогнем: які рішення врятували компанії та стануть нормою у післявоєнній Україні Антон Мирончук 15.12.2025 09:17
- Зупинення провадження до рішення КСУ Владислав Штика 15.12.2025 01:38
- Нова політика зайнятості для України: між втратами та шансами на відродження Андрій Павловський 14.12.2025 17:42
- Українці як антитела світу Олександр Черних 14.12.2025 11:58
- Як Уряд тихо вимкнув Prozorro, щоб віддати порт Чорноморськ "своїм" на 40 років 3233
- Вигоряння через фінансовий хаос: як цьому запобігти за допомогою здобуття фінансових знань 560
- Нова політика зайнятості для України: між втратами та шансами на відродження 327
- Зупинення провадження до рішення КСУ 261
- Бронювання у 2025 році: як бізнесу підтвердити "критичність" і зберегти працівників 171
-
Китай вперше підняв у небо дрон-невидимку CH-7 з дальністю понад 11 000 км: що він може
Технології 23402
-
Репараційний кредит. Росія оголосила, що вимагатиме від Euroclear майже 200 млрд євро
Фінанси 15945
-
Сонце в капсулі: як пити вітамін D, з чим поєднувати, коли він працює гірше та до чого тут магній
Життя 4875
-
Підозрювана в державній зраді телеведуча Панченко потрапила під санкції ЄС
Бізнес 2764
-
Швеція підтвердила: Росія почала забезпечувати військовий захист "тіньовому флоту"
Бізнес 2556
