Мы рискуем остаться без страны!
Поясните людям, куда и как страна будет идти! Иначе люди самостоятельно достаточно быстро сориентируются в ситуации и сделают выбор. И тогда вести уже станет некого.
О вопросах национальной безопасности вУкраине сегодня только ленивый не говорит. Топовые темы в этом дискурсе – этоармия, вооружение, война на Донбассе и отношения Трампа с Путиным. Возможно, неименно в такой последовательности – но суть такова. Однако, давайтеопределимся, основные ли это темы, если мы действительно собираемся говорить онациональной безопасности Украины?
Между понятиями «национальнаябезопасность» и «оборона» никак не получится поставить знак равенства. Потомучто понятие «национальная безопасность» - оно гораздо шире. Угрозы национальнойбезопасности – это те вызовы, которые стоят перед нами, как нацией, проблемы,которые могут привести к тому, что термин «украинцы» будут упоминать лишь впрошедшем времени. И, исходя из этого, главной угрозой национальнойбезопасности сегодня является не РФ (что никак не отменяет факта агрессии вотношении нашей страны и того, что РФ угрожает территориальной целостностиУкраины). Главной угрозой национальной безопасности сегодня является массовыйотток активных граждан за границу.
За примерами далеко ходить не нужно: дажезамглавы АП уже озвучивал, что за последних пару лет из Украины уехало порядка9 000 айтишников. И это при том, что IT-отрасль, пожалуй, наиболее динамично развивающаяся в сегодняшней Украине.И при том, что зарплаты айтишников позволяют им, скажем так, не бедствовать.Так в чем причина?
Нехватка хороших детских садов, нехваткахороших школ, состояние системы высшего образования, отсутствие нормальноймедицины, ужасающие масштабы коррупции – государство само выдавливает людей из страны.
Речь не только о представителях передовой IT-отрасли. Огромное количество учителей английскогоязыка в польской глубинке – украинцы. Работники фермерских хозяйств Германии –украинцы. Сотрудники сервисных службы в Италии, Испании, Франции – украинцы.Разнорабочие на португальских и британских стройках – украинцы. Прорабы настроительных работах в Москве и бурильщики нефти и газа в Сибири – украинцы. Отсутствиевозможностей для развития бизнеса, застывшая экономика, шатающаяся банковскаясистема, отсутствие рабочих мест – из Украины уезжают люди, которые должныобеспечивать себя и свои семьи.
Уезжает молодежь. Или думает об этом. Темболее, что европейские страны, вроде Польши или Германии, предлагают имвозможность бесплатно получить хорошее образование. Скажите: при наличииевропейского образования и знания языка, многие из этих молодых людей решатвернуться в Украину? В эту коррупцию, грязь, необустроенность?
Квалифицированные рабочие уехали. Ужеуезжают и неквалифицированные. С падением курса гривны, средняя зарплата встране опустилась до 250€. В Европе неквалифицированный рабочий без проблемнайдет работу на 500-700€. Квалифицированный –еще выше. В итоге мы,индустриальная страна, которая умеет делать самые большие в мире самолеты, не всостоянии сделать один нормальный миномет. Почему? Некому делать. Годамиубивавшаяся система профтехобразования и распиливание заводов на металл привелик тому, что мастерам, имевшим огромный производственный опыт, стало простонекому передавать знания. Хорошие специалисты – на вес золота. И не только унас. Но «не у нас» - условия гораздо лучше. Вот и едут.
И если так дальше пойдет – кто будетработать на наших предприятиях? Сирийцы из квоты Нидерландов, которую мывозьмем на себя в обмен на безвизовый режим? Допустим. Но как это решитпроблему того, что украинцы из страны уезжают массово? И, в конце концов,давайте будем честными: не будут сирийцы работать. Опыт других стран говорит отом, что они скорее на пособие будут жить.
Украина постепенно становится странойдетей, стариков и государственных служащих. Дети не могут уехать «пока»,старики «уже» - «слуг государевых» может стать больше чем простых граждан. И вероятностьтакая очень высока, учитывая то, что наши соотечественники достаточно плотнооседают за границей и стремятся перетянуть туда родных. В конце концов, вкакой-то момент у солдат из той армии, которую мы сейчас всей страной пытаемсяпостроить, может возникнуть вопрос: «Стоп! А кого мы защищаем-то? Тут ведьникого не осталось!».
Они оглянутся, и увидят, что Украинапревратилась в огромную пашню – натурально в житницу. А учитывая то, чтосовременные технологии позволяют обрабатывать 5 000 га пашни чуть ли невдесятером – как думаете, сколько в стране будет жителей?
И тут солдат прикинет: воевать я, впринципе, уже умею, а платят мне за это 270-400$ (в зависимости от того, ездилна войну в этом месяце или нет). А в тех же США – 1 800$. И служба поконтракту еще и получение гражданства упрощает. Так чего мне тут делать-то? Иэто мы только рядовых сравнили – даже сержантов не трогали, не то что офицеров!
«Как сделать так, чтобы у украинцев небыло желания уехать из страны?», - вот какой главный вопрос должен решатьсегодня Совет национальной безопасности и обороны. Секретарь СНБО не минометыдолжен ездить принимать по дальним заводам, не в армию ездить, чтобы проверить,как солдат кормят, не придумывать каждый день, как с Россией воевать – это неего уровень. Для этих проблем Минобороны и Генштаб есть.
Совет национальной безопасности и обороныдолжен стратегические и сверхстратегические задачи решать: оценивать, с какимиугрозами нацбезопасности может столкнуться Украина через 5, 10, 50 лет, как сэтими вызовами потом бороться, а еще лучше – что сделать уже сейчас, чтобы ихне допустить или минимизировать риски. Вот это, а не минометы, уровеньвопросов, с которыми должны работать в СНБО.
Страна до сих пор не имеет четкого планаперспективного развития. Если сравнивать сегодняшнее государственноестроительство со строительством дома, то картинка получится «веселая».
Представьте себе, что большое количестволюдей собралось построить дом. Сообща решили, что в нем будет 7-8 этажей(именно так – без четкого количества), разделили задачи (мол, вы строите стены,вы делаете лестницы, вы ставите окна, вы – ставите крышу) – и приступили кработе. Только вот одни решили, что стена должна быть ширины Х, другие – что Y, а третьи – что Z. О «7-8 этажей» все помнят? Вот одни строят 7, вторые – 8, а третьи – 7,5,чтобы наверняка. Лестницу каждый делает такую, как нравится. С окнами - та жепетрушка. Каждый строит свое – но если присмотреться, то выясняется, что толькоделают вид, что строят. При этом те, кого выбрали руководить всей стройкой,вместо того, чтобы остановить весь этот балаган, продумать проект дома,разработать нормальный план и грамотно распределить задачи, бегают по соседнимкустам и следят, чтобы соседи стройматериалы не воровали. Ну и попутно на этихже соседей нехватку стройматериалов списывают.
Как думаете, смогут ли они построить хотьчто-то пригодное для жизни? Вот и мы с такими подходами рискуем без страныостаться.
Людям надо показать четкий план, в которомбудет оценка рисков, определение перспектив, указаны конкретные направления, покоторым страна будет развиваться в будущем. При чем с обоснованием: мы будемделать это, потому что именно это направление самое перспективное и поможет намне только сейчас выжить, но и в будущем себя уверенно чувствовать.
Люди должны увидеть конкретные цели иинструменты их достижения. Если уж мы строим страну практически с нуля, такдавайте построим такую, в которую хотелось бы приезжать и оставаться: садекватными налогами, с нормальными условиями для ведения бизнеса, с хорошимизарплатами, с максимально простой разрешительной системой.
Поясните людям, куда и как страна будетидти! Иначе люди самостоятельно достаточно быстро сориентируются в ситуации исделают выбор. И тогда вести уже станет некого.
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін вчора о 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз вчора о 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов вчора о 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
- Як реагувати на вимоги поліції та ТЦК: поради адвоката Павло Васильєв 19.11.2024 17:55
- Як зниження міжнародної підтримки впливає на гуманітарне розмінування в Україні Дмитро Салімонов 19.11.2024 14:12
- Українські діти війни: більше 10 років російської агресії, 1000 днів незламності Юрій Гусєв 19.11.2024 12:16
-
Головний прапор країни приспустили: яка причина
Життя 70800
-
Віктор Ющенко та партнери відчужили право на видобуток газу на Полтавщині
Бізнес 67276
-
Ми втрачаємо покоління інженерів і програмістів. Як математика впливає на майбутнє України
11503
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 9074
-
Британія утилізує п'ять військових кораблів, десятки гелікоптерів і дронів задля економії
Бізнес 9024