Реабилитация: начало большого пути
Война принесла в наш дом много горя, разочарований и отчаяния. Тысячи ребят, получив многочисленные травмы на поле боя, лишились возможности передвигаться и чувствовать себя полноценными членами общества, получили сильнейший стресс, последствия которого он
Война принесла в наш дом много горя, разочарований и отчаяния. Тысячи ребят, получив многочисленные травмы на поле боя, лишились возможности передвигаться и чувствовать себя полноценными членами общества, получили сильнейший стресс, последствия которого они ощущают уже сейчас и могут ощутить в обозримом будущем. С одной стороны, они выполнили те обязательства, которые на них возложило государство, а с другой стороны не могут получить от него же в полной мере ту социальную защиту, которая гарантирована законодательством.
Среди прочего, такой гарантией сегодня является и реабилитация участников боевых действий: физическая, психологическая и социальная.
На сегодняшний день, острая необходимость состоит по большей части в физической и психологической реабилитации. О социальной пока речь идёт меньше всего. Однако, нам уже сейчас необходимо работать над тем, чтобы создать комплексный подход.
Винить нашу страну в том, что эта система ещё не создана нельзя, так как во всех странах, прошедших войну именно спрос на реабилитационные центры породил предложение. В результате Второй мировой войны было ранено много тысяч людей, как военных так и гражданских. В результате огромному числу людей потребовалась физическая реабилитация, переквалификация и в дальнейшем помощь при трудоустройстве. Возникла необходимость в построении целой отрасли реабилитации: физической, психологической и социальной. До начала войны, в Европе, как и в Украине, отсутствовала потребность полном цикле. Именно поэтому все Европейские центры по реабилитации были созданы в построенный период.
Если посмотреть историю других стран, например Нидерландов, то в средине 60-х годов ситуация с реабилитацией в этой стране была критической. Много центров это время было построено в разных концах страны и действовало без привязки к какой то общей программе. Они были построены без продуманного планирования и координации. Позднее был принят закон, который структурировал их работу.
Это пример того, что даже в таких развитых сейчас странах как Нидерланды, Англия, Германия, Австрия, Венгрия и др. система реабилитации появилась не сразу после войны, а законодательство о реабилитации создавалось довольно продолжительное время.
Если посмотреть на систему реабилитации, которая работала в бывшем СССР, то она была более структурирована, нежели в той же Европе. Основные центры конечно же были расположены в России, однако много было разбросано и по республикам, входившим в его состав. Украина также имела достойную медицинскую базу и сеть санаторно-курортных учреждений, позволявших принимать на реабилитацию большое количество граждан. По истечению многих лет, Украина, как не удивительно, все это ещё не утратила. Единственное – эта база требует модернизации.
Иностранные государства, НАТО, понимая, что Украина ограничена в средствах, готовы предоставить медсредства и технику для реабилитации, осуществить модернизацию центров. Израиль готов даже построить новые центры в Украине. Однако, для того, чтобы вся система заработала комплексно, необходимо создать также и законодательную базу: Закон о реабилитации, подзаконные акты, медицинские протоколы, стандарты с разделением по отдельным патологиям.
На сегодня работа в этом направлении уже начата. В мае 2015 года при Комитете ВР Украины по вопросам охраны здоровья мной была создана группа по разработке законопроекта о реабилитации. В её состав вошли ведущие специалисты Минздрава, Минобороны, СБУ, Минсоцполитики, других министерств и ведомств, а также общественные деятели, военные психологи и общественные организации, занимающиеся вопросами АТО.
Для того, чтобы ускорить процесс я обратилась к посольству Израиль с просьбой поделиться опытом и законодательными наработками в этой сфере. Израиль был выбран мною не случайно, поскольку именно эта страна имеет колоссальный опыт в вопросах реабилитации. Реабилитационные центры этой страны считаются одними из самых лучших в мире, а процесс реабилитации – самым эффективным.
Также с рабочей группой своим опытом делятся реабилитологи, физиотерапевты и психологи из США. На предпоследнем заседании рабочей группы присутствовала целая группа врачей, опыт которой также будет включён в новый закон.
Конечно же можно было бы всего этого не делать, а взять любой законопроект о реабилитации, проголосовать за него в зале и сделать вид, что задача выполнена. Однако такой подход неприемлем ни для меня, ни для тех специалистов, которые работают в медицине уже много лет. Ни один из проектов закона, которые подавались ранее, не содержит комплексный подход к реабилитации. Ни один из инициаторов проекта не оценил фонд медицинских учреждений и специалистов, готовых проводить реабилитацию.
Между тем, именно от того насколько качественно будут прописаны нормы закона, подзаконных актов и медицинских протоколов и насколько все это будет сопоставимо с реальными возможностями, будет зависеть качество лечения, предоставления психологической помощи и социальной адаптации. За каждой нормой – стоит чья то судьба и насколько грамотно и взвешенно мы, как законодатели, и медицинское сообщество как исполнители, подойдём к этому вопросу будет зависеть то, сколько полноценных членов общества получит наше государство.
- Ілюзія відпочинку. Чому ви відчуваєте втому, навіть коли нічого не робите Олександр Висоцький вчора о 17:14
- Невизначеність поняття "розшук" у законі про мобілізацію та військовий облік Сергій Рябоконь вчора о 16:15
- Акцизний податок – баланс між доходами та споживання Мирослав Лаба 09.01.2026 17:40
- Як перетворити порожні не житлові будівлі на доступне житло, європейський досвід Сергій Комнатний 09.01.2026 17:06
- Порушення правил військового обліку: підстави відповідальності та правові наслідки Сергій Рябоконь 09.01.2026 15:55
- Година в потязі з іноземцем: легкі фрази, які допоможуть підтримати розмову Інна Лукайчук 08.01.2026 20:57
- Зміни в трудовому законодавстві 2025 року: бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Рябоконь 08.01.2026 15:52
- Малий розріз – великі очікування: чесно про ендоскопічну підтяжку Дмитро Березовський 08.01.2026 15:48
- Економіка під тиском війни: чому Київщина стала одним із драйверів зростання у 2025 році Антон Мирончук 08.01.2026 15:40
- Підтримка молоді під час війни: чому ми не маємо права втратити "золоту ДНК" нації Світлана Логвін 08.01.2026 09:44
- Колгоспні питання щодо іноземців, які українці Юрій Стеценко 07.01.2026 14:34
- Тіло як поле бою: злочин, про який світ воліє не говорити Галина Скіпальська 07.01.2026 12:44
- Конфлікт у публічному просторі: звинувачення, відповідь та судовий захист Юрій Бабенко 07.01.2026 12:05
- Енергетичний ринок України: як європейські трейдери закрили епоху "домашніх правил" Ростислав Никітенко 07.01.2026 08:40
- Освітньо-трудові мости як відповідь на демографічний обвал Ольга Духневич 06.01.2026 19:38
- Підтримка молоді під час війни: чому ми не маємо права втратити "золоту ДНК" нації 219
- Конфлікт у публічному просторі: звинувачення, відповідь та судовий захист 179
- Виховати власника: найскладніший етап житлової реформ 163
- Тіло як поле бою: злочин, про який світ воліє не говорити 153
- Колгоспні питання щодо іноземців, які українці 109
-
Що відомо про "Орєшнік": характеристики балістичної ракети
Технології 19091
-
Ніч без сну через повітряні тривоги: що робити, щоб повернути ясність і сили
Життя 13014
-
Польські фермери протестують проти угоди з Меркосур. Їх не впустили до Варшави на тракторах
Бізнес 8090
-
"Може використовуватися для шпигунства". Повний список забороненого російського ПЗ
Бізнес 2385
-
Функції Gemini стали безкоштовними у Gmail без підписки Google AI: що доступно
Технології 1781
