Сила интеллекта и интеллект силы: эволюция конкурентоспособности
Интеллектуальная собственность — законная монополия, арсенал средств защиты которой разно¬образен и широк. Однако примета нашего времени не искусственный интеллект, а патентный троллинг.
Неотъемлемым признаком нашего времени является жесткая конкурентная борьба за мировые рынки сбыта, «правила» которой непрерывно меняются из-за нестабильности мировой экономики с ее глобальными процессами и подводными течениями. Жизнеспособность как отдельного предприятия, так и национальной экономики в целом обеспечивается наличием объективных конкурентных преимуществ, позволяющих успешно конкурировать за «клиента». Разумеется, если страна обладает уникальными природными ресурсами, обеспечивающими ей естественную монополию на энергетическом рынке, искусственный интеллект ей не очень нужен. Но вот странам, менее одаренным набором элементов таблицы Д.Менделеева, приходится создавать конкурентные преимущества самим – страны Азии нам демонстрируют, как это можно успешно сделать, несмотря на войны, землетрясения и цунами.
Формула их успеха проста: ключевым фактором в создании конкурентных преимуществ становятся знания и высокая квалификации работников – человеческий капитал. История развития мировой экономики и распространения достижений научно-технического прогресса наглядно показывают: конкурентоспособность экономики страны в целом определяется конкурентными преимуществами, создаваемыми ее национальными предприятиями. Мы говорим Sony – подразумеваем Японию, говорим Huawei - подразумеваем Китай, потому что именно фирмы представляют свои страны на мировом рынке.
Таким образом, знания, опыт и творческий потенциал работников создают интеллектуальный капитал компании, создавая ее инновационные конкурентные преимущества и обеспечивая ее конкурентоспособность на внутреннем рынке страны и за ее пределами.
Все будет «знаменито» (с)
«Грамотность вредна мужику: выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет», - полтора века тому писал Иван Гончаров.
«Писать грамотно и правильно - это прикольно и красиво» - заметил сегодня Дмитрий Кулеба. https://osvita.ua/news/66471/
Погуглив слово «прикольно» я узнала, что:
а) это любимое слово вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины, которую он также считает прикольной: https://nv.ua/world/geopolitics/novyy-format-otnosheniy-ukraina-evropa-obyasnyaet-postpred-pri-se-50030654.html
б) не знаю, жить ли нам теперь по закону, но по приколу точно:
- "прикол" – это не вспышка, это ключевое слово масскульта завтрашнего дня (соответственно, нет смысла смеяться над "приколом");
- надо учиться жить в этой реальности и управлять ею.
https://gordonua.com/blogs/dmitriy-kuleba/masskult-pobezhdaet-elitu-prikol-eto-ne-vspyshka-eto-klyuchevoe-slovo-masskulta-zavtrashnego-dnya-nado-uchitsya-zhit-v-etoy-realnosti-894954.html
И, надо сказать, люди не только живут в этой новой реальности, но и создают ее своим естественным интеллектом по своим понятиям о правде, которая в силе.
Задавить конкурента интеллектом
Когда все непросто и немирно, особое уважение вызывают люди и компании, пытающиеся не только работать не благодаря, а вопреки кризисной ситуации, но и создавать инновационные продукты и услуги. Правда, у западных компаний есть неискоренимая привычка патентовать формулы своих «панацей» и способы их получения перед выходом на свой и чужие рынки (особенно это касается лекарственных средств, разработка которых требует колоссальных затрат времени и ресурсов). Поэтому безнаказанно воспроизвести их технологии (в которые вложены миллиарды долларов) у нас не получится.
Но мы не будем соревноваться с американскими миллиардерами в создании инноваций – есть не менее «инновационные» способы ведения конкуренции с помощью естественного интеллекта или попросту природной смекалки – главное успеть запатентовать «непатентуемое».
Сегодня даже дети знают, что товарный знак (или ТМ — англ. trademark — торговая марка) — это важнейший элемент персонификации системы товарооборота и, соответственно, ключевое звено рекламы как производителя товаров или услуг, так и его продукции. Поэтому он должен обладать рекламоспособностью, то есть быть лаконичным, эстетичным, легко воспроизводиться (произноситься), а также обладать ассоциативностью и оригинальностью. О том, как выделиться в своей нише, написано множество научных работ, но тут, как заметил один эксперт, «обстановка характеризуется отсутствием прогнозов и их невозможностью».
Объектом знака может быть словесное (изобразительное, комбинированное) обозначение и, соответственно, название товара/услуги и/или их производителя, а также рекламный слоган, если он является оригинальным. Правообладатель товарного знака имеет исключительное право использовать знак, распоряжаться им и, соответственно, запрещать его использование другим лицам. Это право обретается на основании государственной регистрации знака, но может быть получено и на основании известности. Основные условия охраноспособности: знак должен обладать различительной способностью (не быть общим понятием и отличаться от других) и не должен вводить в заблуждение.
Из относительных оснований для отказа в регистрации знака (по наличию «старшего права») основное значение имеют следующие: данное или подобное обозначение уже зарегистрировано другими лицами для тех же товаров или услуг; обозначение воспроизводит названия известных произведений науки, литературы и искусства или фрагменты, цитаты и персонажи из них без согласия субъектов авторского права или их правонаследников; обозначение воспроизводит фамилии, имена, псевдонимы и их производные, а также портреты и факсимиле известных людей без их согласия.
Это все в теории, но на практике зарегистрировать в качестве ТМ названия многих продуктов, привычных нескольким поколениям советских людей, коммерческой смекалки хватает у многих, что можно проиллюстрировать целой серией процессов по «защите» прав их владельцев от традиционных производителей.
Двенадцать лет назад на рынке моющих средств Украины бушевала настоящая война на уничтожение за торговую марку «Лотос». Помню рассказ одного из производителей синтетических моющих средств, узнавшего на своей практике, насколько эффективно «работает» статья 229 Уголовного кодекса Украины — «Незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования». Это в суде вы потом будете доказывать, почему использовали ту или иную торговую марку, сможете подать встречный иск о признании ее недействительной и пр. Однако если против вас уже открыто уголовное производство, то сначала у вас заберут на «карантин» весь «контрафактный» товар и всю сопутствующую документацию, оставив вам невыполненные договора на поставку, штрафы за просрочку и т.д.
Но прогресс пошел дальше и позволил третьим лицам монополизировать как сам известный товар, так и его упаковку и маркировку товара вместе со всеми чужими знаками и логотипами: достаточно запатентовать их как полезную модель и промышленный образец соответственно.
Патентировать – это прикольно!
Для грамотных людей сразу оговорюсь: вслух сленговое слово «патентирование» я не употребляю, но работать над собой надо — трудно найти более емкий термин, описывающий деятельность по обретению прав на общую «табуретку» и чужой бренд — так что коллегам по «ремеслу», отягощенным знаниями критериев патентоспособности объектов интеллектуальной собственности и правил этики, остается лишь тренироваться с камешками во рту, чтобы оно легко соскакивало с языка.
Украинское законодательство позволяет сравнительно быстро и за относительно небольшие деньги получить любому лицу патентную охрану на любой объект промышленной собственности. Для получения патента на полезную модель или промышленный образец достаточно лишь правильно оформить заявку и вовремя оплатить все сборы за выдачу охранных документов — такие патенты выдаются под ответственность заявителя без проверки заявленных объектов на предмет патентоспособности или новизны.
Так, упаковка и маркировка оригинального лекарственного средства БЕЛЫЙ УГОЛЬ® — лидера украинского рынка сорбентов, название которого зарегистрировано как товарный знак, а торговая марка БЕЛЫЙ УГОЛЬ (Біле Вугілля)® признана в Украине общеизвестной с 01.01.2011 г. для товаров 5-го класса Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) (энтеросорбенты), в 2017г были запатентованы другим производителем сорбентов как промышленные образцы, в результате чего продукт под названием «Белый Уголь-Здравофарм» продавался многими аптечными сетями Украины.
Следует отметить, что предложение к продаже фармацевтического продукта под указанным торговым знаком, хранение товара, маркированного знаком с целью его сбыта, реклама и продажа товара являются противоправными действиями, имеющими признаки недобросовестной конкуренции — умышленного неправомерного использования чужого знака для товаров и услуг в интересах своей хозяйственной деятельности с целью получения неправомерных конкурентных преимуществ ввиду использования чужой деловой репутации (в данном случае владельца знака и разработчика препарата - ООО «ОмниФарма Киев»).
Решением временной административной коллегии Антимонопольного комитета Украины от 23.05.2018 №4-р / тк по делу №3/20-78-17 такие действия по имитации знака БЕЛЫЙ УГОЛЬ (Біле Вугілля)® были признаны недобросовестной конкуренцией, согласно п. 3 решения за указанное нарушение на ООО «ЗДРАВОФАРМ» наложен штраф в размере 100 000,00 грн.
Ответчик попытался оспорить это решение АМКУ в суде, но постановлением Северного апелляционного хозяйственного суда от 06 июня 2019г было оставлено в силе Решение Хозяйственного суда города Киева от 20.12.2018 по делу №910/9784/18, которым было отказано в удовлетворении исковых требований ООО «ЗДРАВОФАРМ» признать недействительным решение АМКУот 23.05.2018 №4-р / тк по делу №3 / 20-78-17.
Принимая решение об отказе в иске, суды мотивировали его тем, что ООО «Здравофарм» использует в своей деятельности обозначение (путем нанесения на упаковку диетической добавки), схожее с обозначением «Белый Уголь», принадлежащее ООО «ОМНИФАРМА КИЕВ», что является нарушением, предусмотренным ст. 4 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» в виде неправомерного использования обозначений. http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/82526990
Эти факты были установлены в рамках расследования, проводившегося АМКУ, в ходе которого, в частности, было проведено маркетинговое исследование, подтвердившее возможность смешения деятельности производителей сорбентов в результате использования обозначения «БЕЛЫЙ УГОЛЬ-ЗДРАВОФАРМ».
Вместо заключения
Как показывает история защиты бренда «Белый Уголь», признанного общеизвестным в Украине, любую ТМ можно зарегистрировать в качестве промобразца, получив патент на «этикетку» со всеми желаемыми обозначениями, логотипами и дизайном.
Пока такой патент действует, его владелец может беспрепятственно использовать чужой дизайн, знак и, соответственно, гудвилл их владельца в своей деятельности для наращивания конкурентных преимуществ: даже при такой кумулятивной правовой охране, как у бренда «Белый уголь», процесс его защиты от недобросовестного использования третьим лицом занял почти два года.
В то же время единственным эффективным способом борьбы с плодами «патентирования» остается обращение в суд. Разумеется, не все участники рынка могут позволить себе судебные процедуры с необходимостью проведения длительных экспертиз, возможностью ответчика обжаловать (и не исполнять) судебные решения.
Как представляется, многие вопросы можно было бы решить в договорном порядке, если бы общая правовая культура нашего общества предполагала возможность применения этических санкций к патентному троллю. Например, торговые сети не обязаны закупать товар с явными признаками контрафакта, пусть он будет даже втрое дешевле оригинального – для этого не нужно ждать официального запрета (постановления об открытии исполнительного производства).
Однако добросовестным производителям товаров и услуг не стоит уповать на правовую культуру своих конкурентов, а самим беспокоиться об охране своего интеллектуального капитала. Мировой процесс глобализации, способствуя развитию инновационной экономики, усиливает конкурентную борьбу за потребителя, требуя создания новых конкурентных преимуществ. Выживает тот, кто способен мобильно реагировать на «изменчивый мир», который, увы, не «прогнется под нас».
- Яйце чи курка? Проєкт чи Постанова? Що має бути першим? Євген Власов вчора о 16:34
- "Національний кешбек", "єПідтримка" та "єКнига": чому ці програми важливі? Віктор Круглов вчора о 14:22
- За ґратами, але з гідністю: Як новий закон змінює підхід до прав ув’язнених в Україні Дмитро Зенкін вчора о 13:03
- Знищення архаїзмів: Чому на міжнародних маршрутах прибрали конкурсні комісії Альона Векліч вчора о 12:59
- Доцільність оскарження акту перевірки закупівель Держаудитслужби Євген Морозов вчора о 10:15
- Тест на державницьке мислення Євген Магда 17.12.2024 18:48
- Правова стратегія для захисту інтересів дитини у суді Юрій Бабенко 17.12.2024 16:36
- Як українським компаніям укласти PPA: Європейський досвід та рекомендації для бізнесу Ростислав Никітенко 17.12.2024 13:27
- Оголошення громадянина померлим в судовому порядку Євген Морозов 17.12.2024 11:06
- Закони зруйнованих домівок: як припинити право власності на знищену нерухомість Світлана Приймак 17.12.2024 10:55
- Адвокатура +5 балів: нові правила професійного розвитку Дмитро Зенкін 17.12.2024 10:40
- Податкова нарахувала податок без підстав: як захистити свої права Павло Васильєв 16.12.2024 15:33
- Реституція сторін за нікчемним договором оренди нерухомого майна Євген Морозов 16.12.2024 11:47
- Диплом за кутом: що не так із фальшивками та системою? Дмитро Зенкін 16.12.2024 10:15
- Пропущені строки звернення до суду військовослужбовцем: що постановив Верховний Суд? Світлана Приймак 16.12.2024 10:10
-
З 1 січня перетнути кордон з оформленою у день виїзду "Зеленою карткою" водії не зможуть
Фінанси 24985
-
Завод, де виробляють Вухастик, перейшов у власність держави
Бізнес 14213
-
Таємниця захмарних ставок. Чому оренда землі в Україні дорожча, ніж в Нідерландах
Бізнес 4357
-
"Екстрений крок": Польща починає продавати вершкове масло зі стратегічних резервів
Бізнес 3997
-
Як працюватиме школа без вчителів
Думка 3404