Что принесут альтернативной энергетике "зеленые аукционы"?
В уверенном будущем альтернативной энергетики уже не сомневаются даже самые ярые скептики.
Причем смело утверждать подобное можно не только о Скандинавии или Германии, Австрии или странах Балтии, например, — но и об Украине.
С каждым годом сфера генерации электроэнергии из возобновляемых источников растет и развивается все стремительнее. Если посмотреть на карту Украины, она просто усеяна объектами участников Украинской ассоциации возобновляемой энергетики. Сейчас, по данным НКРЭКУ, всего по стране их не меньше 500 (без учета объектов на оккупированных территориях) — это солнечные, ветровые станции, малые ГЭС и станции на биомассе и биогазе.
Проявляют интерес к альтернативной энергетике не только бизнес, но и рядовые украинцы. Встретить те же солнечные панели на частном доме — совсем не сложно.
Все это стало возможно благодаря «зеленым» тарифам, введенным в Украине в 2009 году. Покупая у производителей энергию из возобновляемых источников по высоким ценам, государство значительно стимулировало развитие сферы. Сюда пришли инвесторы из-за границы, европейские банковские структуры, да и обычные люди. Что неудивительно, ведь дело выгодное со всех сторон.
Для инвесторов это — прибыльный бизнес, для производителей-физических лиц — личная энергетическая независимость и возможность продать излишки электроэнергии государству. Ну, а государство, в свою очередь, получает рабочие места, налоги, электроэнергию и попутно, поскольку она «зеленая», улучшение экологии.
Частично свою задачу «зеленые» тарифы уже выполнили. Как один из крупных игроков рынка, я должен признать, что сфере альтернативной энергетики жизненно необходима предсказуемость для дальнейшего стабильного развития. Есть большие надежды на введение «зеленых аукционов» — речь о законопроекте № 8449-д. В этот четверг Верховная Рада проголосовала за него в первом чтении.
Надежду на положительные перемены дает не только этот первый шаг на пути к принятию закона, но и то, что в нем все же прописали введение аукционной системы с 1 января 2020 года. И это верное решение, поскольку перед тем, как аукционы заработают, необходимо провести объемные подготовительные работы. Рынок должен быть сбалансирован и урегулирован, должна появиться здоровая конкуренция в отрасли. Именно это даст возможность играть на понижение по тарифам.
Согласно изменениям, за которые проголосовали депутаты, если компании захотят присутствовать в определенном регионе или направлении, им придется конкурировать между собой на тех самых «зеленых» аукционах за самую низкую цену.
Кроме того, законопроект предусматривает снижение в 2020 году «зеленого» тарифа для солнечных электростанций на 25% с последующим уменьшением на 1,5% каждый год. А для ВЭС тариф будет снижен на 10% с дальнейшим снижением на 2,5% в течение трех лет.
Существенное снижение «зеленого» тарифа позволит государству покупать больше альтернативной электроэнергии за меньшие деньги. Но вместе с тем предприятия тоже получат свою выгоду, поскольку, согласно законопроекту, еще 20 лет со дня подписания контракта они смогут гарантированно отпускать электроэнергию по установленному в результате «зеленого аукциона» тарифу. Это неоспоримый плюс, поскольку гарантирует инвесторам два десятка лет стабильной работы и дает возможность долгосрочного планирования.
В перспективе население от такого подхода тоже выиграет. Ведь низкий тариф на закупку такой электроэнергии будет означать меньший тариф в платежках. Конечно, при условии, что именно ее будут закупать компании-поставщики.
Будет у введения «зеленых» аукционов и еще один положительный побочный эффект. В Украине будут массово запускаться новые проекты по возобновляемой энергетике, так как этот год станет последней возможностью начать работать по действующему высокому «зеленому» тарифу.
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко вчора о 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський вчора о 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков вчора о 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв вчора о 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко вчора о 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Реформа "турботи" Андрій Павловський 27.06.2025 12:07
- Оцінка девелоперського проєкту з позиції мезонінного інвестора, як визначити дохідність Роман Бєлік 26.06.2025 18:39
- Весна без тиші: безпекова ситуація на Херсонщині Тарас Букрєєв 26.06.2025 17:24
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок Антон Новохатній 26.06.2025 16:20
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 729
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 300
- Реформа "турботи" 238
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 117
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 103
-
Літній базовий гардероб – 2025: як зібрати стильну і зручну капсулу – пояснює стилістка
Життя 7370
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 5262
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5031
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 4224
-
Втратив бізнес в окупації та пережив два інсульти. Як ветеран відкрив поліграфічну фірму в Одесі
Бізнес 3170