Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
12.01.2015 16:13
Божественная трагедия
Мир – жестокое и несправедливое место. Мы делаем его таким и будем делать дальше, пока считаем терпимость слабостью
Я не буду говорить сейчас о трагедии в Париже. Я буду говорить о религии и человечности. И о том, почему мы обязаны быть терпимее.
Все в вузах изучали философию и социологию, а если подзабыли матчасть, то вот: религия – это один из исторических типов мировоззрения. Его главное отличие от предыдущего – мифологического - типа состоит в том, что религия выполняет в основном только одну, оценочно-регулятивную функцию. То есть является инструментом построения общественной системы.
Это не значит, что религия - это плохо. Религия как мировоззрение, со всеми кодами, ритуалами, правилами и запретами помогала создавать сильные централизованные государства. Религия задает структуру общественной иерархии. И надо признать, очень эффективную структуру.
Однако философия как тип мировоззрения уходит значительно дальше. Она работает с абстрактными понятиями, заново переосмысливает человеческий опыт и пытается сделать его универсальным. Это не значит, что философия лучше, чем религия, просто она использует другие, более современные инструменты познания действительности.
Все три формы мировоззрения – мифологическая, религиозная, философская – существуют сегодня. Причем одновременно, часто на одной и той же территории.
Почему?
Мое мнение – потому же, почему до сих пор параллельно существуют и разные экономические и идеологические системы. Почему крайняя бедность граничит с невообразимым богатством, а гуманизм граничит с насилием и жестокостью. Разные сообщества (кланы, семьи, касты, общины, государства и их содружества) находятся на разном этапе развития в один и тот же момент времени.
Мифологическое мировоззрение трудно совместить с корпоративным миром современной Западной Европы. И наоборот, философское мировоззрение мало поможет вашему выживанию в африканских племенах (хотя как знать, может как раз и поможет?).
По сути, мы живем одновременно в нескольких мирах. Это верно как минимум с социально-экономической точки зрения – ведь делим же мы страны на «первый», «второй» и «третий» миры. И границы этих миров весьма условны. В одном только Париже их существует одновременно несколько. И они между собой взбалтываются, но не смешиваются. Между ними – социальная пропасть. Между ними - пропасть, которую создает разница в восприятии мира, себя, жизни и смерти.
Эту проблему никак не решить. Нельзя заставить человека силой изменить мировоззрение. Это чревато. Представьте, что вы отправились на машине времени в начало прошлого века, например, в Техас, и показали бы местным клип Тупака. Или попросили бы в баре поставить его треки. Или вернулись бы в Древнюю Грецию и начали бы там кампанию по защите жертвенных быков от жестокого обращения. Ну, в общем, стали бы всячески нарываться.
Трудно быть богом – как раз тоже об этом. Вы не можете изменить мировоззрение силой. Вы можете убивать и провоцировать, запрещать и осуждать. Но это ровным счетом ничего не изменит, только приведет к трагедии и разрушению. Насилие порождает насилие.
Усиливается это все экономической пропастью. Не забывайте, что в странах "первого" мира правит капитализм. Это, в какой-то степени, тоже религия - поклонение силе денег. И у этой религии много жертв.
Так что давайте признаем: у нас пока нет стратегий win-win. Мир довольно жестокое место. Но ведь мир меняют люди. И мы можем его менять.
Терпимость и терпение – это обязательства, которые возникают по пути вашего развития как человека. Если вы их теряете или от них отказываетесь – то вы сознательно спускаетесь вниз, назад, в темную пучину бессознательного. Скорее звериного, чем человеческого. Там темно, холодно и воют демоны.
Не ходите туда, пожалуйста.
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
- Як штучний інтелект і дата-центри стимулюють глобальний попит на мідь Ксенія Оринчак 10:37
- Спільна власність та спадкування: мрії та реальність у лабіринті правових зв'язків Світлана Приймак 10:09
- Інтернет-реклама, що уникає бана. Але так буде не завжди Богдан Кашаник вчора о 15:24
- Тренди українського фінтеху 2025: адаптація до викликів і нові можливості Сергій Сінченко вчора о 15:08
- Як обрати правильного партнера для співпраці в рамках моделі Build-Operate-Transfer (BOT) Ніна Гузей вчора о 14:21
- Освіта майбутнього: які революційні зміни потрібні Україні? Любов Шпак вчора о 13:21
- Чому ми знаємо багато, але не діємо? Катерина Мілютенко 29.01.2025 22:23
- Економічні бульбашки: причини виникнення, характеристика та основні цикли Юрій Асадчев 29.01.2025 15:43
- "Нові" гарантії для бізнесу: чи зупинять вони безпідставні кримінальні провадження? Богдан Глядик 29.01.2025 15:16
- Українська міграція до Польщі: виклики, можливості та наслідки Сильвія Красонь-Копаніаж 29.01.2025 14:41
- Найбільший банк Нідерландів ING Group залишає росію після більш ніж 30-річної присутності Володимир Горковенко 29.01.2025 12:26
- Діти під прицілом Богдан Кашаник 28.01.2025 23:01
- Точний прогноз, що змінює все Наталія Качан 28.01.2025 21:10
- В пошуках щастя. Частина друга. Чотири фактори щастя Алла Заднепровська 28.01.2025 17:28
- Щире каяття на думку ВС: коли слова стають важчими за дії Дмитро Зенкін 28.01.2025 16:40
Топ за тиждень
Популярне
-
Канадська Black Iron підписала угоду з Кривим Рогом: орендує 248 га
Бізнес 18378
-
Україна може поновити транзит газу в ЄС. Стефанішина: Питання на стороні Єврокомісії
Бізнес 14867
-
Одна деталь в українських ударах по російських НПЗ, на яку не звертають уваги
Думка 6162
-
Бізнес-стратегії-2025: що може принести успіх цього року
Думка 3389
-
Леді Гага прокоментувала провал фільму "Джокер: Божевілля на двох" – деталі
Життя 2539
Контакти
E-mail: [email protected]