Жульничество или умение вертеться
Это тема этики, которую хочется рассмотреть на примере работы юристов. Насколько далеко мы готовы пойти, когда «очень хочется», а законно не получается? Сколько можно терпеть хамство и хаос при работе с госструктурами? И можно ли хоть что-то изменить к луч
Тема, которую яхочу затронуть, достаточно болезненная и неоднозначная. Особенно сейчас, иособенно у нас в стране, где многие думают даже не о том, как заработать побольше,а о том, как элементарно свести концы с концами.
Это тема этики,которую хочется рассмотреть на примере работы юристов. Насколько далеко мыготовы пойти, когда «очень хочется», а законно не получается? Сколько можнотерпеть хамство и хаос при работе с госструктурами? И можно ли что-то изменитьк лучшему?
«Умение вертеться»,как инфекция, может испортить жизнь по разному (всегда найдутся люди, которыепроигнорируют очередь в кассу, первыми побегут с конца очереди в открывшуюсязаднюю дверь маршрутки или вылезут на обочину или тротуар, чтобы объехатьпробку), в данном случае хочу остановиться на схожих «приемах» при простыхюридических процедурах. Например, таких, как поход к государственномурегистратору или другому чиновнику с большим коэффициентом посещения. Вопрос,по сути, не юридический: очень мало тут собственно такого, что должен знать и уметьюрист. Но практически любой юрист с этим вопросом рано или поздно сталкивается.
Хотя мне недовелось заниматься вопросами регистрации и перерегистрации так много, какнекоторым коллегам по цеху, однако могу сказать, что повидать удалось многолюбопытного. При этом, я не припомню случая, когда такой поход представлял бы собойприятную легкую процедуру «подал документы – получил документы», хотя в связи сосвоей юридической элементарностью он таким должен быть.
Почему такпроисходит, причем происходит повсеместно? Причин целый букет. Начать хотя бы стого, что правила заполнения разнообразных форм и бланков разнятся от чиновникак чиновнику, и никто не может быть на 100% уверен, что его вариант будет приняткак правильный. По логике вещей предполагается, что при отсутствии четкихтребований допускаются разные, одинаково правильные варианты. Не тут-то было.Заполнять или не заполнять определенную графу (которая, по сути, не имеетотношения к предмету визита), цвет шариковой ручки или даже достаточностьпустого пространства для проставления штампа госоргана может стать ключевыммоментом визита. Точнее причиной его неудачи.
Не секрет, чтоправила можно найти в нормативных актах, а если не ясно – проконсультироватьсяс «первоисточником», т.е. с чиновником. Вот тут и получается небольшой коллапс:многие моменты не описываются в нормах, а консультации, даже самые простые,служащие часто дают только при личном визите вопрошающего и в крайненервно-раздраженных тонах. Не удивительно, что нормальный предприниматель неочень радуется: почему чтобы задать один вопрос нужно куда-то ехать и терятьполдня или целый день?
Обязательныеформы бланков – еще один «подарок». Иногда они доступны прямо на месте (оченьредко), но обычно, даже чтобы получить банальную выписку из госреестра, нуженспециальный бланк. И его, конечно же, нет в месте получения выписки. Если мы, детиИнтернета, легко найдем что и откуда распечатать, растерянность на лицахстаршего поколения трудно не заметить. Почему нельзя заполнить простую заявкуот руки в вольной форме?? Почему бланки не продаются в самой госструктуре (еслинет средств выдавать их бесплатно)?
Есть еще немаломоментов, которые могут вывести из себя человека, подготовившего документы всоответствии с требованиями и полагающего, что все должно быть хорошо. Мы почтипривыкли, что чиновник, особо не стесняясь, может настаивать на предоставлениидополнительных документов, папок, файлов, бумаги. Именно настаивать, а не просить. И при этомтакой документ не содержится в списке обязательных, а чтобы найти «недостающую»папочку нужно потратить время. Это мелочь, но и дело-то может быть пустяковое:изменить адрес регистрации компании. Всего то.
Ну вот, в чем«умение вертеться» со стороны некоторых представителей власти в данном случае,кажется, ясно. Госслужащих конечно можно понять: мизерные зарплаты, толпыспрашивающих одно и то же посетителей, монотонная скучная работа… Но чем, кромекак желанием нажиться, можно объяснить деятельность умельцев «с другой стороныбаррикад»?
Все просто: кчему приводит выше описанная ситуация в «популярном» госоргане в его обычнокороткие приемные часы? Правильно, к хаосу. У государственного регистратора и внекоторых других структурах это обычно театр абсурда, позорный не только для самойгосструктуры, но и для тех, кто в этом участвует. Тем, кто привык или никогда этогоне видел, трудно адекватно оценить весь печальный комизм ситуации. Списки-очередь,которые формируются с 3 ночи или даже со вчерашнего дня на помятом, грязномклочке бумаги под запертой дверью регистратора. Списки, участники которых, какмертвые души – витают где-то далеко от места событий и материализуются только вмомент истины (или кто-то вместо них). Списки, которые уничтожаются ипереписываются время от времени, и которые, с моей точки зрения, ну никак нельзявоспринимать как норму. Как и голосование депутатов ВРУ чужими карточками.
Как можно решитьэту проблему? Например, терминалами, которые формируют электронную очередь. Ноэто удобное решение для цивилизованного общества (или общества, где зазлоупотреблениями строго следят) извратилось в наших широтах до неузнаваемости.Во-первых, списки никуда не исчезли, и все так же формируются с ночи илираннего утра (теперь – для доступа к терминалу), со всеми вытекающими.Во-вторых, поскольку терминалов обычно несколько, люди при открытии доступа кним ведут себя приблизительно так же, как когда водитель неожиданно открываетзаднюю дверь маршрутки. В-третьих, талончики уже стали предметом оживленнойпродажи дельцов, которые хорошо зная ситуацию, как пианисты выстукивают натерминале привычные комбинации, и, опережая обычного посетителя, запасаютсядесятками талончиков… чтобы потом продать их тем, кто расстроен своим местом вэлектронной очереди.
В результате,решение, которое в других случаях исключает проблему, у нас привело кбанальному жульничеству. Даже если посетитель придет, когда реальная очередьбудет состоять из пяти человек, талончиков будет выдано на 100 и каждый номер «липового»талончика выльется в ожидание регистратора. Таких ожиданий да 100 штук – и времяприема закончено. Записывайтесь в очередь на завтра!
Что можносделать? Как минимум – не покупать «талончики» у спекулянтов, поскольку спроспорождает предложение. Очень хочется верить, что найдутся также те, ктопосчитает нужным вызвать охранника и указать на спекуляцию. В данном случае «умеющиевертеться» (как и те, кто объезжает пробки по обочинам) – это одна из основныхпроблем для непривыкших красть, пусть даже время, из чужого кармана.
Ситуация,описанная выше – это, конечно, всего лишь капля в море по сравнению с другими сложностями,с которыми сталкивается в Украине предприниматель или юрист. Недавно в статье опрофессиональной этике юристов в Великобритании прочла о том, что у них юристамогут лишить права заниматься юриспруденцией за проезд в транспорте без талона.Есть над чем задуматься. Надеюсь, каждый из нас найдет в себе силы, чтобы«сохранить лицо» даже в сложной ситуации и изменить ее к лучшему в той мере, вкакой это зависит от нас.
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін вчора о 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз вчора о 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов вчора о 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
-
Віктор Ющенко та партнери відчужили право на видобуток газу на Полтавщині
Бізнес 133689
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 20928
-
Британія утилізує п'ять військових кораблів, десятки гелікоптерів і дронів задля економії
Бізнес 9101
-
За вітраж Тіффані троє учасників торгів змагалися 6 хвилин – його продали за $12,48 млн: фото
Життя 8687
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7548