Заложники общественного договора
Статья на тему неформальных отношений власти и бизнеса
Ни для кого не секрет, что в Украине существует тотальный прессинг предпринимателей - в виде доначислений налогов «с потолка», массового привлечения к уголовной ответственности, конфискационной практики в виде изъятия товаров и арестов счетов на досудебном следствии (что не предусмотрено никакими нормами УПК), давления на «неподдающихся» в виде заключения под стражу. Парадокс в том, что в последние несколько лет реакция как предпринимателей, та общества в целом на эти явления – ПОЧТИ НИКАКАЯ! Автор этих строк на протяжении как минимум 12 лет внимательно отслеживал вышеописанные процессы, и вот что обнаружилось. Если в период 1998 – 2002 г. (при том самом «преступном режиме» Кучмы) в прессе регулярно появлялись публикации на эти темы, данные вопросы неоднократно были предметом обсуждения в Верховной Раде, какую-то активность проявляли Госкомпредпринимательство и Уполномоченный ВР по правам человека, на этом специализировалась целая плеяда журналистов, то что сейчас? Где вы прочитаете о том, что у кого-то отобрали товар, арестовали по «левому» уголовному делу счета, у адвоката при обыске изъяли документы? А если что-то подобное и появится, то где какой-никакой общественный резонанс? Складывается впечатление, что основная масса наших с вами сограждан воспринимают эти явления как нечто обыденное, к которому все привыкли – как к стихийному бедствию, или к изменению цены барреля нефти. Для выяснения причин такой «привычки» рассмотрим ключевые для повседневной жизни нашего бизнеса факторы, а также их последствия и (что наиболее важно) реакцию общества на возникающие при этом ситуации. Для удобства изложения проследим эти явления в их логической взаимосвязи – как неизбежную, фатальную цепочку причин и следствий.
Вначале (этот процесс был инициирован еще в начале 1992 г.) принималось непродуманное, противоречивое и по сути несправедливое налоговое законодательство, одновременно содержащее системные «прорехи», позволяющие бизнесу на формально законных (или полузаконных) основаниях не платить почти никакие налоги. Реакция бизнеса – полное неприятие такой системы, поскольку из теории государства и права давно известно, что писаные законы только тогда выполняются, если они по своей сути являются легализацией существующих в обществе традиций и обычаев. Но если государство пытается вас ободрать, как липку, что остается делать? Как реакция на такое, мягко говоря, несовершенное законодательство возникла массовая неуплата налогов практически всеми (кроме единоналожников) субъектами предпринимательства. Отношение общества к этому – строго противоположное тому, которое существует в любой цивилизованной стране: именно в Украине как раз тот, кто исправно платит все налоги, рискует стать общественным изгоем и городским сумасшедшим (правда, ненадолго - через несколько месяцев он неминуемо обанкротится, и все станет на свои места).
А поскольку на формально законных основаниях обеспечить наполнение бюджета при таком законодательстве невозможно, де-факто существует тотальный «беспредел» государства в сфере налогообложения, но в исполнении не фанатиков эпохи военного коммунизма, а тотально коррумпированных чиновников. Реакция предпринимателей – вовсе не поиск правды в судах (хотя и такие попытки предпринимаются), а сложившаяся практика «решения вопросов» на всех уровнях - это в итоге обходится дешевле, проще и комфортнее для всех заинтересованных лиц.
Итак, можно константировать печальную истину: в обществе сложился негласный «общественный договор», и вот на чем сошлись-договорились власть и бизнес (при молчаливом согласии общества в целом).
1.Власть издает «драконовские» законы для бизнеса, заведомо понимая, что выполнять их никто не будет, ибо это невозможно.
2.В ответ бизнес, не выполняя эти самые законы, массово не платит налоги.
3.В свою очередь власть, не выполняя эти самые законы (как и многие другие), массово злоупотребляет своими полномочиями, фактически «выбивая» деньги из бизнеса.
4.Соответственно бизнес, поскольку законы не действуют и защититься официальным путем почти невозможно, массово платит взятки в налоговой и судах, действуя по принципу Корейко – отдать часть, чтобы сохранить целое.
Таким образом, и бизнес, и власть являются своеобразными заложниками сложившихся между ними неформальных отношений, изменить которые очень непросто. Причины устойчивости такой уродливой конструкции достаточно тривиальны. Поскольку власть неспособна (по ряду причин, что является темой отдельного разговора) установить разумные «правила игры» и организовать беспрекословное соблюдение этих правил всеми участниками этой «игры», то спонтанно возникли «неформальные» правила, которые являются в какой-то точке соприкосновения относительно комфортными и для бизнеса, и для представителей власти – то есть возник тот самый общественный договор, о котором и шла речь, то самое «обычное право», характерное для слаборазвитых, в основном первобытных общественных формаций (как это ни позорно для страны в самом центре Европы).
И самое главное: о последствиях этого «договора». В среднесрочной перспективе – все очевидно: постоянные проблемы с наполнением бюджета, отсутствие полноценной конкурентной среды, падение инвестиционной привлекательности страны. Такие тенденции невыгодны как бизнесу, так и власти – это вполне очевидно, и через несколько месяцев (или несколько лет) этот «нарыв» лопнет, что может привести к ситуации а-ля Тунис (не дай Бог, конечно!). Как же реагирует власть на эту угрозу? Как привыкла, как умеет: усилением административного пресса, что особенно наглядно проявляется в последние несколько месяцев. На первый взгляд, это должно дать полезный для власти результат – вроде бы все просто: мы на них надавим, и они заплатят. Но если вышеописанный общественный договор де-факто складывался (и наконец сложился!) на протяжении последних 10 лет, то неуклюжая попытка его нарушить в одностороннем порядке может привести к катастрофическим последствиям для экономики уже сейчас – массовой тенизации бизнеса, быстрому росту цен, ухудшению сальдо внешнеторгового баланса (почему именно так может произойти – тема отдельного исследования). Нельзя вместо продуманных, взвешенных системных реформ проводить линию слона в посудной лавке – ничего хорошего не выйдет, просто «нарыв» может лопнуть гораздо быстрее.
- Процедура видачі Держпрацею дозволів на виконання робіт підвищеної небезпеки Євген Морозов 10:32
- Сила чи емпатія Наталія Тонкаль вчора о 20:57
- Видалення з реєстру старої щорічної декларації депутата та подання виправленої Євген Морозов вчора о 16:07
- Справедливість по-українськи: забрати в бідних, збагатити чиновників Андрій Павловський 15.11.2024 22:06
- Перевибори у Німеччині. Нові проблеми чи можливості для України? Галина Янченко 15.11.2024 17:33
- Особистий бренд – ваш новий бізнес-актив Наталія Тонкаль 15.11.2024 14:39
- Нові правила управління державним майном та реалізації арештованих активів Дмитро Зенкін 15.11.2024 14:09
- Обміняйте Шевченка Євген Магда 15.11.2024 13:56
- Університети і ринок праці: взаємозалежність Юрій Баланюк 15.11.2024 13:37
- Виїзд дитини за кордон під час війни: порада від сімейного адвоката Світлана Приймак 15.11.2024 12:59
- Право постійного землекористувача надавати земельну ділянку в оренду третій особі Євген Морозов 15.11.2024 11:16
- ІТ в США та в Україні: порівняння зарплат, витрати та перспективи Сергій Хромченко 15.11.2024 10:39
- Воднева галузь США після обрання Трампа: чи зупинить Америка рух зеленого водню? Олексій Гнатенко 15.11.2024 09:15
- Форвардні контракти на ринку електроенергії ЄС: як працювати з вигодою та без ризиків Ростислав Никітенко 14.11.2024 11:55
- Особливості здійснення Держгеокадастром контролю за використанням та охороною земель Євген Морозов 14.11.2024 09:56
-
Найкращі вбрання конкурсу "Міс Всесвіт-2024" – фото
Життя 30009
-
Темні емпати: який це тип особистості та що про них кажуть психологи
Життя 9315
-
Кольори заходу сонця і мексиканський стиль: нова колекція Carolina Herrera: ФОТО
Життя 4849
-
Секрет дорогих яєць. Як виробники задерли ціни та збільшили експорт
Бізнес 4756
-
Комедія з Монікою Белуччі та продовження легендарного "Гладіатора": чотири кіноновинки тижня
Життя 4437