Где Украине найти $250 млрд на инфраструктуру до 2030-го года?
Размер рынка инфраструктурного строительства впечатляет: объем всех проектов – 57 триллионов долларов.
Размер рынка инфраструктурного строительства впечатляет: объем всех проектов – 57 триллионов долларов
Сегодня глобальный рынок строительства инфраструктурных объектов растет невероятными темпами. Для того, чтобы не отстать от остального мира, Украине необходимо найти новые источники финансирования крупного строительства, одним из которых является кредитование.
Размер рынка инфраструктурного строительства впечатляет. Например, известная консалтинговая фирма McKinsey оценивала объем всех проектов, которые будут реализованы между 2013 и 2030 годами в рамках государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также Китая, Индии и Бразилии в 57 триллионов долларов. Стоит сказать, что именно на долю этих стран приходится львиная доля всего строительства. А спустя несколько лет та же McKinsey оценила объемы глобального рынка в период с 2015-го по 2030-й годы уже в 90 триллионов долларов. Это почти в два раза больше, чем стоимость всей существующей инфраструктуры по состоянию на время выхода отчета.
Впечатляют и другие цифры – изначально прогнозировалось, что на возведение необходимой инфраструктуры будет тратиться по 3.5 триллиона долларов в год. Новый прогноз говорит о мировых потребностях в 7.7 триллионов ежегодно. Это цифра, сопоставимая с двумя годовыми ВВП Германии - самой большой экономики Европейского союза.
Примерно четверть рынка составляет дорожное строительство. Одну пятую занимают энергетические и водные проекты, суммарно достигая более 40% рынка. 10 процентов приходится на проекты железнодорожной отрасли, а шестая часть отводится сфере телекоммуникаций. Меньше всего планируется потратить на порты и аэропорты – около 2 и 5 процентов средств соответственно.
Согласно данным Мирового банка, сегодня Украина составляет порядка 0,0013% от мировой экономики. Если эту цифру умножить на прогнозируемые глобальные инфраструктурные инвестиции, получится 116 миллиардов долларов. Это сумма, которую необходимо вложить Украине в развитие инфраструктуры до 2030 года, чтобы не потерять свою долю в мировой экономике.
Если же мы хотим ее нарастить, то инфраструктурные вложения должны быть еще выше. Например, вполне вероятно, что для достижения показателя в 0,0026% мировой экономики, нашей стране потребуется вложить не меньше 250 миллиардов долларов в развитие инфраструктуры. В свою очередь, согласно проекта госбюджета на 2018 год, общая расходная часть бюджета Украины составит, в зависимости от курса, порядка 35-40 миллиардов долларов.
Очевидно, что бюджетных средств не хватит для того, чтобы полностью обеспечить потребности нашей страны в инфраструктурном строительстве, способном вызвать экономической рост Украины на глобальном уровне. Где же взять средства для нужного темпа развития инфраструктуры?
Привлечь в отрасль кредиты от Международных финансовых организаций (МФО), а также от коммерческих финансовых институций.
Первый вариант, предполагающий сотрудничество с МФО, уже давно опробован и достаточно успешно работает в Украине. Среди сфер, финансируемых за счёт МФО - дорожное строительство, энергетика, развитие транспорта и многие другие. Из плюсов – кредиты МФО относительно дешевые, а среди условий — тщательный контроль над всеми процедурами закупок в рамках кредитных проектов. Что, несомненно, позитивно влияет на качество реализации проектов. Однако есть и проблема — так или иначе, МФО имеют ограниченные ресурсы, и не могут профинансировать все проекты, необходимые Украине.
Тут и возникает второй источник финансирования инфраструктурного строительства, который пока не распространен в Украине – кредиты от коммерческих банков.
Если европейские финансовые институции, так или иначе, ограничены условиями Базель-3, и, фактически, не могут финансировать проекты на срок дольше 20 лет, то азиатские банки очень даже не против вкладывать деньги на длительное время.
С точки зрения банков, так они добавляют в свои портфели активы с низкой волатильностью и стабильной доходностью. При этом их мало волнует проблема неликвидности инфраструктурных объектов. Банки не имеют цели их продажи.
Однако стоит вспомнить о некоторых ограничениях, которые все равно стоят перед кредиторами.
Во-первых, речь идет о надежности Украины. Уже несколько раз я слышала информацию, что коммерческие банки, даже рассматривая возможности нового кредитования украинских компаний и предприятий, имеют установку не опускать ставку, ниже уровня последнего рефинансирования. Таким образом, можно говорить только о достаточно дорогих финансовых ресурсах. Особенно странно это выглядит на фоне избыточной ликвидности в мире.
С другой стороны, уже сегодня Украина может зарекомендовать себя как надежного партнера для международных кредиторов. Так, все большую популярность в мире набирают проекты, финансируемые по схеме hybrid annuity model (HAM). В этом случае, государство полностью занимается реализацией проекта на начальных этапах за счёт собственных средств. В основном это касается болезненных и длительных процедур землеотводов, разработки проектной документации и старта полноценной реализации проекта. Благодаря применению такой модели, коммерческий банк входит в проект, пусть и с длительным сроком реализации и окупаемости, но без риска возникновения дополнительных волокит. HAM предполагает участие государства в финансировании на 10-40%, а остаток средств проект получает за счёт финансовых организаций.
Стоит отметить, что все проекты МФО реализуются в рамках практик банков-кредиторов, которые, фактические, ликвидируют любые коррупционные риски, а также возможности нецелевого использования средств. Если говорить о частных инвесторах, то в их интересах еще больший контроль и отсутствие не только потенциальной коррупции, но и малейших задержек в реализации инициатив.
Однако даже в этом случае стоит действовать осторожно. Сейчас много говорят о "неоколонизации" Африки, где основным механизмом выступает как раз инфраструктурное кредитование. Чтобы избежать такого риска, следует тщательно относиться к выбору проектов и кредиторов, за которыми могут стоять весьма четкие интересы.
Также немаловажно сдерживать общий размер государственного долга в некоторых рамках. Первый критерий - это способность перекрывать проценты по долгу ростом ВВП, чтобы его доля не росла из года в год даже при отсутствии новых ссуд. Второй - достижения таких показателей роста, чтобы за счёт увеличения ВВП можно было перекрывать как тело кредитов, так и проценты по ним. Переводя на бытовой язык - прибыль от каждого кредита должны быть больше, чем расходы на него.
В случае с инфраструктурой, достижение обоих показателей весьма реально, так как инфраструктурные вложения дают эффект мультипликатора. Они позитивно влияют на занятность населения, производство строительных материалов, машиностроение, другие смежные отрасли. Как результат, растет потребление в рамках всей экономики, вследствие чего происходит намного большее увеличение ВВП, чем непосредственно объемы инфраструктурных вложений.
Так что, овчинка стоит вычинки. Иными словами, есть серьезный смысл для Украины найти те самые 250 миллиардов долларов для инвестиций в современную инфраструктуру страны. А лучше, больше, чтобы не просто сохранить сегодняшнюю долю в мировой экономике, а увеличить ее…
- Година в потязі з іноземцем: легкі фрази, які допоможуть підтримати розмову Інна Лукайчук вчора о 20:57
- Зміни в трудовому законодавстві 2025 року: бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Рябоконь вчора о 15:52
- Малий розріз – великі очікування: чесно про ендоскопічну підтяжку Дмитро Березовський вчора о 15:48
- Економіка під тиском війни: чому Київщина стала одним із драйверів зростання у 2025 році Антон Мирончук вчора о 15:40
- Підтримка молоді під час війни: чому ми не маємо права втратити "золоту ДНК" нації Світлана Логвін вчора о 09:44
- Колгоспні питання щодо іноземців, які українці Юрій Стеценко 07.01.2026 14:34
- Тіло як поле бою: злочин, про який світ воліє не говорити Галина Скіпальська 07.01.2026 12:44
- Конфлікт у публічному просторі: звинувачення, відповідь та судовий захист Юрій Бабенко 07.01.2026 12:05
- Енергетичний ринок України: як європейські трейдери закрили епоху "домашніх правил" Ростислав Никітенко 07.01.2026 08:40
- Освітньо-трудові мости як відповідь на демографічний обвал Ольга Духневич 06.01.2026 19:38
- Системно-синергетична стратегія сталого розвитку України Вільям Задорський 06.01.2026 18:39
- Строки для стягнення заробітної плати працівником в 2026 році Альона Прасол 06.01.2026 10:47
- БЗВП "Було/Стало": Чому нові цифри не гарантують якості підготовки рекрутів Костянтин Ульянов (Valde) 05.01.2026 19:03
- Культура в часи зламу: як Київ 1918 року перегукується з Україною 2025-го Наталія Сидоренко 05.01.2026 18:00
- Оцінка ефективності правового регулювання як елемент нормотворчості Андрій Вігірінський 05.01.2026 16:37
- Новорічні канікули минули – правові наслідки залишились? 350
- Підтримка молоді під час війни: чому ми не маємо права втратити "золоту ДНК" нації 190
- Виховати власника: найскладніший етап житлової реформ 162
- Тіло як поле бою: злочин, про який світ воліє не говорити 133
- Колгоспні питання щодо іноземців, які українці 99
-
Китай підняв у повітря два серійні винищувачі-невидимки J-35A – відео та характеристики
Технології 23664
-
Кабмін ухвалив проєкт Трудового кодексу: сім основних змін
Фінанси 4938
-
США заявили, що продаватимуть венесуельську нафту "безстроково"
Бізнес 4490
-
Трамп вивів США з угоди, підписаної з Україною понад 30 років тому
Фінанси 2391
-
Bloomberg: Найбільший покупець венесуельської нафти почав розглядати дорожчу альтернативу
Бізнес 2101
