Не виноватая я … или как доказать "товарность" операции…
Декларируемые Премьер-министром снижение давления на бизнес и активизация работы по достижению налогового компромисса с предпринимателями, к сожалению, не находят реализации в правовой действительности.
Декларируемые Премьер-министром снижение давления на бизнес и активизация работы по достижению налогового компромисса с предпринимателями, к сожалению, не находят реализации в правовой действительности. Налоговые органы по-прежнему выносят акты сомнительной правовой природы о признании предприятий «налоговыми ямами», которые становятся основой для последующих документальных не выездных проверок и принятия решения о занижении позитивного значения разницы между суммой налогового обязательства и налогового кредита по НДС. Суды завалены делами о признании договоров недействительными и исками налогоплательщиков об отмене налоговых решений уведомлений.
Относительно отсутствия в Налоговом кодексе и Законе Украины «О государственной налоговой службе» понятий «налоговая яма», «транзитер» и «выгодоприобретатель» написано немало.
В данной статье хочу уделить внимание вопросу судебной защиты налогоплательщиков и доказательствам, которые, на мой взгляд, помогают в процессе.
Как правило, камнем преткновения в судебных разбирательствах становится реальность хозяйственной операции. Позиция налоговых органов сводится к тому, что сделка была «бестоварной», говоря текстами судебных решений, «не спричинила реальні зміни майнового стану платника податку». В ее обоснование приводятся аргументы об отсутствии складских помещений, транспортных средств, штата сотрудников и так далее. В одном из судебных процессов мне был представлен расчет относительно необходимого количества работников для выполнения работ по договору подряда в «человеко/часах» и копия отчета 1ДФ, свидетельствующий о том, что штат подрядчика состоит из одного директора.
Какие же контраргументы можно привести в подобных ситуациях?
1. Для начала предлагаю озадачить участников процесса вопросом относительно того, каким образом налогоплательщик должен получить информацию о наличии транспортных средств, складских помещений количестве работников потенциального контрагента? Предусмотрена ли действующим законодательством возможность по сбору такой информации? Нарочно опускаю то, что обязанность по сбору информации у налогоплательщика отсутствует, а сама идея противоречит принципам свободы договора и конфиденциальности.
Далее рекомендую представить ответ, в котором указать, что в Украине действует Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (далее – ЕДР), целью создания которого в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» является обеспечение участников гражданского оборота достоверной информацией.
В качестве доказательства следует подать вытяг из ЕДР, который доказывает, что на момент осуществления сделки контрагент был внесен в ЕДР, а, значит, был полноправным участником хозяйственных отношений. Наличие вытяга, полученного на дату совершения сделки, может рассматриваться как факт принятия всех возможных мер относительно установления правоспособности контрагента. Невозможность получения информации о наличии складских помещений, количестве сотрудников из официальных источников очевидна, а привлечение необходимых ресурсов возможно на основании гражданско-правовых договоров.
Такая позиция подтверждается судебной практикой, в частности, была изложена в Постановлении Окружного административного суда г. Киева от 18 мая 2011 года № 2а-13276/10/2670.
2. Если речь идет о договорах строительного подряда, в качестве «козырной картой» можно использовать лицензию контрагента на строительные работы. Наличие действующей лицензии презюмирует наличие необходимого количества трудовых и производственных ресурсов, а контроль за лицензионными условиями, как мы помним, возложен на государство.
Такая позиция находит отражение, к примеру, в Определении Высшего административного суда от 15 декабря 2011 года по делу № К/9991/59716/11.3. Зачастую в качестве доказательств о бестоварности сделок налоговые органы ссылаются на отсутствие товарно-транспортных накладных у покупателя или непредставление их во время проведения проверки.
То, что товарно-транспортная накладная не является документом, подтверждающим право на налоговый кредит очевидно, к сожалению, только для налогоплательщика. Поэтому напомним, что определение понятия «товарно-транспортная накладная» дается в «Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине», утвержденных Приказом Минтранспорта от 14.10.1997 року № 363.
Такая позиция подтверждается и Высшим Административным судом в Определении от 01 февраля 2012 року № К/9991/52426/11, в котором указано, что …самого по собі факту відсутності транспортних документів про перевезення товару при факті оприбуткування покупцем товару та наявності інших первинних бухгалтерських документів щодо господарської операції недостатньо для висновку про безтоварність господарських операцій з придбання товару без врахування умов виконання договору щодо поставки товару та передачі його у власність покупця. При цьому необхідно врахувати, що договір поставки товару не є договором про перевезення вантажу, а тому його реальне виконання не обов’язково має бути підтверджено товарно-транспортними накладними. З метою дослідження фактичного придбання товару необхідно аналізувати умови поставки такого товару».
Как видим, грамотно построенная защита приносит свои плоды.
Приведенные рекомендации не являются исчерпывающими по данной тематике, приглашаю практикующих юристов и бухгалтеров к дискуссии и обмену опытом.
- Лідер (без) інструкції: як керувати командами в епоху ШІ, поколінь зумерів та Alpha Аліна Первушина вчора о 17:56
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? Галина Скіпальська вчора о 16:23
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду Костянтин Рибачковський 02.07.2025 23:43
- Вновь о Гегелевской диалектике и искусственном интеллекте Вільям Задорський 02.07.2025 19:21
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік Анжела Василевська 02.07.2025 19:07
- НеБезМежне право Сергій Чаплян 01.07.2025 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова 01.07.2025 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 01.07.2025 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 01.07.2025 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 01.07.2025 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01.07.2025 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко 30.06.2025 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський 30.06.2025 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков 30.06.2025 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв 30.06.2025 10:51
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 592
- Реформа "турботи" 257
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 246
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 163
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 119
-
Фрукти та овочі покращують якість сну на 16%, кажуть науковці: деталі
Життя 17927
-
Гладка шкіра без зморщок: дев’ять продуктів, які містять велику кількість колагену
Життя 14946
-
Що буде з Україною без зброї США. Три сценарії та нова роль Європи
11454
-
Чому small talk більше не про погоду – і як навчитися бути ввічливим, а не нав’язливим
Життя 9484
-
Росія запустила завод з виробництва патронів для автоматів Калашнікова у Венесуелі
Бізнес 7958