Зона свободной торговли с Турцией. Есть ли выигравшие
Финальное решение о ЗСТ созрело очень быстро и, скорее, было мотивировано политически
Переговоры между Украиной и Турцией о зоне свободной торговли (ЗСТ) длились много лет и завершились подписанием соответствующего соглашения на прошлой неделе. Все эти годы шли дискуссии о возможных выгодах и рисках от более открытой торговли с турецкими компаниями. С одной стороны большую выгоду для экспорта мало кто видел, с другой стороны – больше рисков, например, для легкой промышленности. Однако финальное решение созрело очень быстро и, скорее, было мотивировано политически для того, чтобы заручиться поддержкой Турции в решении геополитических вопросов.
Около 50% всего экспорта из Украины в Турцию составляет металлургическая продукция. Рост рынка Турции сделал его одним из наиболее привлекательных в прошлом году, учитывая высокую стоимость фрахта и географическую близость к нам турецкого берега. Кроме того, российские компании значительно сократили свои экспортные поставки на фоне пошлин на экспорт. Эту нишу заняли украинские металлурги. В 2021 г. отечественные компании экспортировали в Турцию около 2,3 млн. т металлопродукции: около 1 млн. т полуфабрикатов, примерно 1,1 млн. т г/к плоского проката, 0,2 млн. т – прочая продукция. Это значительные объемы и турецкий рынок является крайне важным. Это каждая шестая тонна экспорта полуфабрикатов и каждая четвертая тонна г/к проката.
Особенностью торговой политики Турции является высокий уровень импортных пошлин, согласованных при вступлении страны в ВТО в соответствующем соглашении. В частности, пошлины на стальные полуфабрикаты составляют 22,5%, горячекатаный листовой прокат – 10-15%, листовой прокат с покрытием – 15,0%, прутки – 30,0%, фасонный прокат – 17,0. Как же тогда украинские компании умудряются поставлять такие объемы?
Дело в том, что из этого правила есть ряд исключений. Первое – Generalized System of Preferences. Это режим, который предоставляет развивающимся странам преференции – возможность поставок продукции без пошлин. GSP введена в Турции в 2002 г. в связи с организацией таможенного союза с ЕС. Украина вошла в число стран, на которые этот режим распространялся. Поэтому у наших компаний были преференции и особой мотивации в ЗСТ не было. Но в 2018 г., по данным УкрФа Украина была исключена из-под действия данного соглашения.
Возник вариант номер два – Inward Processing Regime. Это так называемый режим внутренней переработки, который позволяет местным производителям импортировать без пошлин сырье и полуфабрикаты, которые используются для производства экспортных товаров. Он действует в Турции с 1996 г. Отечественные металлурги продолжили экспорт, избегая импортных пошлин. Возможно это повлияло на сложившуюся сырьевую структуру экспорта в Турцию. Хотя УкрФа отмечает, что исключение Украины из-под действия GSP привело к падению поставок ферросплавов. Если в 2017 г. экспорт ферросплавов из Украины в Турцию составлял 251 тыс. т, то в 2021 г. – около 150 тыс. т. По какой причине ферросплавы не попадали под действие режима внутренней переработки – вопрос. Вроде бы все работало хорошо, но всегда существовали риски того, что поставки в рамках данного режима могут контролироваться более пристально, так как объемы экспорта повысились. Турецкие металлурги периодически поднимали вопрос о более активном противодействии растущему импорту. Кроме того другие страны также могли экспортировать в этом же режиме.
Третий вариант, который дает возможность беспошлинных поставок, к которому мы пришли – зона свободной торговли. Действительно ЗСТ может помочь отечественным производителям готовой продукции. Однако, затрудняюсь назвать кто именно это может быть. Металлурги новых горизонтов для себя не откроют, разве что появится возможность гарантировать поставки, исключив риски по режиму внутренней переработки. Возможно будет расширен перечень экспортируемой продукции, например, на трубы. Но здесь нужно видеть итоговый текст, которого пока нет в свободном доступе, и как изменились ставки на каждый конкретный вид. Возможно ферросплавные предприятия получат преимущество, если для них ранее существовали барьеры.
Важным моментом, о котором власти не забыли стало сохранение пошлин на экспорт лома. Об этом решили упомянуть отдельно. Турция – единственное по сути направление для экспорта лома, проблему с ростом объемов которого законодатели только в декабре решили путем повышения размера пошлины.
Пострадает ли от этого соглашения отечественная легкая промышленность, которая начала активно развиваться после девальвации 2014-2015 гг.? Очень вероятно. Хотя данная продукция и так импортировалась активно по «серым» схемам, в обход импортных пошлин. Все преимущества и риски до сих пор непонятны. Вообще тяжело вспомнить хоть одно внешнеторговое соглашение, по которому Украина выиграла больше, чем проиграла. Возможно потому, что мотивированы они политически, а не экономически.
- НеБезМежне право Сергій Чаплян вчора о 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне — правильно назвати схему Дана Ярова вчора о 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко вчора о 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка вчора о 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок вчора о 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель вчора о 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко 30.06.2025 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський 30.06.2025 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков 30.06.2025 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв 30.06.2025 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко 30.06.2025 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 741
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 381
- Реформа "турботи" 251
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 119
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 114
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 7459
-
Найдорожчі весілля в історії: 5500 дронів, верблюди й нескінченна розкіш Безоса, Амбані та Чарльза
Життя 5453
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5397
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 4315
-
"Гарантії безпеки" Кадирової представлять Україну на 61-й Венеційській бієнале: деталі
Життя 3686