Для чего "Газпрому" 24 млрд. долларов?
«Нафтогаз» хочет получить от «Газпрома» 16 млрд. долл. Российский монополист пытается отсудить более 24 млрд. долл. Но даже не возникает сомнения, что Стокгольмский судебный газовый конфликт обеих компаний станет основанием для внесудебных политических дог
«Нафтогаз» хочет получить от «Газпрома» 16 млрд. долл. Российский монополист пытается отсудить более 24 млрд. долл. Но даже не возникает сомнения, что Стокгольмский судебный газовый конфликт обеих компаний станет основанием для внесудебных политических договоренностей Украины и России.
Если в «Нафтогазе» кто-то себя тешит мыслью, что сможет получить от «Газпрома» 16 млрд. долларов, то он, мягко говоря, мечтатель. Это же касается и «Газпрома», который вряд ли получит от бедной Украины 24 млрд. долларов.
Тем более, что 24 млрд. - это претензия по состоянию на ноябрь 2014 года. А по имеющейся информации к этому иску уже добавлено требование выплатить более 8 млрд. долл. за невыбранный газ в 2014 году. Как результат, российская монополия претендует на 32 млрд. долл.
В России ни минуты не сомневаются, что балансирующая на грани дефолта Украины не способна найти даже 1 млрд. долл. для закупки газа в 2015 году. А что уж говорить о десятках миллиардов?
Поэтому с грустью можно констатировать, что судебный конфликт - это очередной способ «Газпрома» получить рычаг влияния на Украину.
И обидно осознавать, что все действия правительства Яценюка и «Нафтогаза» в течение 2014-2015 гг. ведут к тому, что в Стокгольме накапливается критическая масса претензий со стороны «Газпрома», которые может решить либо суд, либо внесудебные договоренности с Россией.
Условия договора «Нафтогаза» и «Газпрома», к сожалению, и дальше играют свою отрицательную роль. Но если суд Украины против России по формуле цены на газ и условия «бери или плати» является абсолютно логичным и долгожданным, то спор по объемам транзита и выплаты почти 10 млрд. долл. за непрокачанный газ - это «подарок» «Нафтогаза» для «Газпрома».
Ведь согласно условиям транзитного договора «Газпром» обязан прокачивать 110 млрд. кубометров ежегодно. Однако, Украина с 2010 года так и не подписала ни одного дополнения к договору, что автоматически вводит в действие пункт контракта, который предусматривает транзит только тех объемов, которые «Газпром» должен продать европейским компаниям. Соответственно, транзитная часть суда будет играть роль красной тряпки и так для недовольной России.
Относительно условия «бери или плати», то Украине придется финансово отвечать за 2012 и 2013 годы, поскольку при президенте Януковиче было потеряно время и в суд Украина не обратилась. А это как максимум 18 млрд. долл. Суд сможет распространить свое решение и пересмотреть условие «бери или плати» только на 2014 год и на последующие годы.
Ведь суд будет исходить из юридической позиции. И вера в то, что Стокгольмский арбитраж учтет сложную политическую и экономическую ситуацию Украины - это самонадеянно.
Собственно самоуверенность действующего правительства и «Нафтогаза» привела к тому, что Стокгольмский арбитраж рекомендовал «Нафтогазу» и «Газпрому» искать компромисс за круглым столом. По имеющейся информации близких сторон судебного процесса, по мнению шведских юристов, «мирное» решение может позволить «Нафтогазу» избежать миллиардных выплат после 2017 года. Именно на 2017-2018 год можно ожидать решения суда.
И в таком контексте вспоминается вся предыдущая история газовых взаимоотношений Украины и России, когда каждая проблема решалась в значительной степени за счет политических договоренностей. Именно к таким следует отнести и появление посредника «РосУкрЭнерго» Дмитрия Фирташа, и так называемые «харьковские соглашения» о базировании Черноморского флота.
Поэтому не стоит удивляться, когда миллиардные споры «Нафтогаза» и «Газрома» снова откроют «окно давления» России на Украину. Именно для этого и нужен «Газпрому» Стокгольмский арбитраж и такая «круглая» сумма претензий в 24 млрд. долларов. А правительство и «Нафтогаз» только подыгрывают в этом «Газпрому».
- Неконкретність вимог податкового органу для розблокування податкових накладних Євген Морозов 19:05
- МВФ і пенсії Андрій Павловський 11:49
- Різниця податкового боргу від безнадійного податкового боргу Євген Морозов вчора о 15:33
- Маастрихтський договір: початок нової ери в історії Європи Юрій Гусєв вчора о 14:03
- Воєнний час і майно: чи можна захистити власність від вилучення? Світлана Приймак вчора о 12:56
- Вчимося та вчимо дітей: постановка цілей та планування Інна Бєлянська вчора о 11:33
- Інноваційний дизайн для медичних закладів: комфорт та екологічність Алеся Карнаухова вчора о 11:02
- Використання фотографій для навчання штучного інтелекту: німецький судовий прецедент Олександр Мисенко вчора о 10:29
- Відсутність штатного закупівельника в ЗСУ: втрачені можливості для забезпечення армії Євгеній Сільверстов вчора о 10:24
- Як встановити факт позбавлення особистої свободи внаслідок війни Дмитро Зенкін 31.10.2024 18:17
- Одеський гамбіт Вербицького – Ткачука Євген Магда 31.10.2024 16:45
- Цифрові інновації у соціальному захисті: досвід України Костянтин Кошеленко 31.10.2024 16:41
- Результат камеральної перевірки при розбіжностях між даними ЄРПН і у декларації Євген Морозов 31.10.2024 15:30
- Як Єдина інформаційна система змінить соціальну сферу України Світлана Приймак 31.10.2024 14:24
- Чому варто інвестувати в житло в Україні Раміль Мехтієв 31.10.2024 08:57
-
Німеччина визнала провал програми працевлаштування українців: допомогли з роботою менш як 1%
Бізнес 64330
-
Німеччина могла б уникнути спаду економіки, якби працівники рідше брали лікарняний – FT
Бізнес 26773
-
У Києві збираються побудувати нову вулицю за 1,56 млрд грн
Бізнес 8637
-
На ринку продажів нових автомобілів в Україні змінився лідер: Toyota втратила позиції
Бізнес 7845
-
Бізнес-тиждень: Держбюджет-2025, впровадження 5G та підвищення рейтингів українських банків
Бізнес 7007