Украина потеряла статус «моста» между Западом и Востоком?
Похоже, что после введения Россией ограничений на транзит грузов через свою территорию, Украина окончательно лишилась географического преимущества о котором раньше не говорил только ленивый. Практически очевидны признаки того, что наша страна потеряла стат
1 января и 3 июля 2016 года Президент Российской Федерации принял указы согласно которым международные грузовые перевозки с территории Украины через Россию по направлению в Казахстан и Киргизию осуществляются только с территории Белоруссии. Многие эксперты и экономисты скептически отнеслись к последствиям таких транзитных ограничений для Украины и сочли их незначительными для нашей экономики. Мотивацией стало то, что объемы экспорта в страны Средней Азии и так были небольшими, а поэтому частичная потеря этого рынка в связи с транзитными ограничениями России не страшна. И это действительно так, если рассматривать вопрос поверхностно и исключительно в плоскости международной торговли.
Но на самом деле, ограничительные меры со стороны РФ имеют гораздо глубокий смысл, чем казалось бы на первый взгляд. Ведь вредят они не только торговым отношениям Украины со странами Средней Азии, но и, фактически, отрезают нашу страну от участия в крупнейшем транснациональном проекте под названием «Один пояс – один путь». Вместе с этим, лишают Украину многомиллиардных финансовых вливаний в виде прямых иностранных инвестиций со стороны Китая. И это в то время, когда Украина особенно нуждается в них, балансируя на грани дефолта последние несколько лет.
«Один пояс – один путь», более известный как «Новый Шелковый путь», был анонсирован Китаем в 2013 году и предусматривает создание сухопутного, а также морского транспортных коридоров между Азией и Европой. Пересекая континенты, «Шелковый путь» 21 века предусматривает огромные инвестиционные вливания в инфраструктуру, транспорт, логистику, производство и другие сферы тех стран, которые лежат на пути его следования.
Член Постоянного Комитета Политбюро и секретариата ЦК КПК Лю Юньшань в Пекине на встрече с зарубежными участниками форума сотрудничества "Один пояс - один путь 2016" заявил, что в течение 10 лет КНР планирует инвестировать в страны, которые присоединяться к новому шелковому пути "Один пояс - один путь" 4 триллиона долларов. В свою очередь, директор компании Eurizon SLJ Capital считает, что «Один пояс – один путь» для Европы может стать более значимым, чем план Маршалла после Второй мировой Войны и должен превысить его в долларовом выражении в 12 раз!!!
Что касается Украины, то по своему географическому положению она как раз находится на пути следования Северного сухопутного коридора «Нового Шелкового пути», который идет из Китая через Казахстан, Россию и далее в Европу. А поэтому, единая транспортная система Украины с РФ и Казахстаном, оставшаяся после распада СССР, должна была стать хорошим подспорьем для нашей страны, чтоб превратить ее в своеобразный «мост» между Востоком и Западом. И этот «мост» мог бы принимать большинство грузовых потоков в обе стороны Азиатского и Европейского рынков с небывалой выгодой для себя.
Следует отметить, что Китай тоже рассчитывал на такую роль Украины и готовил почву для включения ее в строительство проекта «Один пояс – один путь». Об этом свидетельствует активизация двусторонних контактов между странами на высшем государственном уровне в 2013 году. Именно в этот год (год анонсирования проекта «Один пояс – один путь») между Украиной и Китаем было подписано в совокупности 19 совместных соглашений, меморандумов, программ и других документов. Основными стали «Совместная декларация Украины и КНР о дальнейшем углублении отношений стратегического партнерства», а также «Программа развития отношений стратегического партнерства между Украиной и КНР на 2014-2018 гг.». Они то и должны были обеспечить Украине участие в инвестиционных проектах Китая по построению «Нового Шелкового пути» через свою территорию.
Но события начала 2014 года, смена власти в Украине, практически полный разрыв экономических отношений с Российской Федерацией и последующие этому транзитные ограничения с ее стороны сделали так, что преимущество географического расположения Украины трансформировалось в ее недостаток. Транспортные потоки пошли в обход Украины и переключились на Белоруссию. Отныне именно Белоруссия вместе с союзниками по ЕАЭС Россией и Казахстаном составили единый маршрут следования товаров как из Китая в Европейский союз, так и в обратном направлении. По нему на постоянной основе уже курсируют несколько поездов в рамках проекта «Один пояс – один путь», которые соединили Поднебесную с Польшей, Германией, Францией, Испанией, Нидерландами и другими странами Евросоюза.

Таким образом, Белоруссия стала новым «мостом» между Западом и Востоком, заменив собой Украину. И этому не противятся ни Евросоюз, который в 2016 году внезапно снял с нее все санкции, действовавшие более 10 лет; ни Россия, которая является для Белоруссии союзником по ЕАЭС; ни Китай, который уже приступил там к реализации своих инвестиционных проектов. Например, в 2014 году началось строительство Китайско-белорусского индустриального парка с соответствующей инфраструктурой в окрестностях Минска общей стоимостью на 5 млрд. долларов США. А Китайская компания China Merchants Group, в связи с запуском «Нового Шелкового пути» планирует до 2020 года вложить в создание крупного логистического центра под Минском около 500 млн. долларов США.
Попытки украинского правительства обойти транзитные ограничения со стороны России и все-таки принять участие в транснациональном проекте «Нового шелкового пути» пока остаются безуспешными. Запущенный в начале 2016 года в обход РФ поезд по направлению в Китай через территорию Грузии, Азербайджана, Казахстана (при этом пересекая еще Черное и Каспийское моря) до сих пор невостребованный из-за его неконкурентоспособности.
- А "осадочек" лишився. Або три питання до держави через справу Archer Галина Янченко вчора о 14:37
- Як зробити зустрічі ефективними: правила, що економлять час і дають результат Олександр Скнар вчора о 09:20
- Синдром 3I/ATLAS Володимир Стус 15.09.2025 21:34
- Сайт як стратегічний сейлз-інструмент: чому бізнесу потрібна власна платформа Ярослав Халецький 15.09.2025 18:27
- Висновок експерта у галузі права: правова природа та оцінка судовою практикою Леся Дубчак 15.09.2025 16:17
- Як українці тікають у світ симулякрів, коли небо стає все дірявішим Максим Гардус 15.09.2025 14:23
- Україна після розпаду СРСР: західні припущення та наслідки для економіки Сергій Дідковський 15.09.2025 13:59
- Суперфуди made in Ukraine: чи може Україна стати експортером нової "їжі здоров’я"? Наталія Павлючок 15.09.2025 08:58
- Eнергетичний дарвінізм: юридична стратегія M&A в умовах кризи Ростислав Никітенко 14.09.2025 21:07
- Життя починається за межами зони комфорту: як наважитися на зміни Олександр Скнар 14.09.2025 13:00
- Інвестори "Аркади": ілюзія добудови та реальність судових процесів Арсен Маринушкін 13.09.2025 17:30
- Як готелю вижити без світла і тепла: уроки енергетичної автономії Роман Сидоренко 13.09.2025 13:40
- Правда, Пятачок? Володимир Стус 12.09.2025 20:42
- Зняття Трампом санкцій з авіакомпанії "Белавіа", це черговий крок на зустріч путіну Андріян Фітьо 12.09.2025 17:51
- Соціальні пріоритети програми дій Уряду на 2025-2026 рік Андрій Павловський 12.09.2025 17:12
- Соціальні пріоритети програми дій Уряду на 2025-2026 рік 389
- "М’які" компетентності за жорсткими стандартами: координати довіри в оцінюванні суддів 337
- Дипломатія кадрових помилок 318
- Всередині бульбашки: як соціальні медіа спотворюють політичну реальність 141
- Культура бідкання: як історична травма формує українську економіку 135
-
10 найкращих образів премії "Еммі": Скарлетт Йоганссон, Селена Гомес і Педро Паскаль
Життя 9811
-
Порт індійської Adani не взяв на розвантаження танкер з російською нафтою – Reuters
Бізнес 5988
-
Що таке "медовий бронд" і як Кейт Міддлтон зробила його кольором 2025 року
Життя 4355
-
Мінус 100 мільярдів гривень. Хто заплатить за боргову кризу в енергетиці
Бізнес 4273
-
МВФ запропонував Україні переглянути оподаткування посилок – Гетманцев
Фінанси 3329