Медицина "made in Ukraine" – от слова "реформа" чуда не произошло
В статье рассматриваются актуальные проблемы украинской медицинской реформы, трудности и противоречия ее реализации
С апреля текущего года громко стартовала так называемая активная фаза отечественной медреформы, то есть, приписная кампания, напрямую касающаяся врачей первичной медицины: семейных докторов, терапевтов и педиатров. В определенный срок украинцы должны выбрать себе врача и подписать с ним декларацию на медицинское обслуживание.
Как сообщает и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун на своей странице в Twitter, в Украине, в рамках национальной компании «Врач для каждой семьи», более 5 миллионов человек уже подписали соответствующие документы.
Она же уверяет - реформа будет внедряться поэтапно. Сначала перестроят первичную медпомощь – оплату работы терапевтов, педиатров и семейных врачей, затем реформируют специализированную медпомощь, сделав ее более оперативной и… качественной.
На начальном этапе это даже обнадеживает: распиаренный СМИ принцип "деньги ходят за пациентом" как бы позволит грамотным, внимательным врачам увеличить свою заработную плату и не торопиться эмигрировать в близлежащую Польшу. А пациентам подарит шанс обслуживаться у персонального, заинтересованного медика.
Все вроде бы понятно - чем больше людей обратятся в государственную больницу, а не в платную клинику, тем больше заработают врачи. Вот только с самим определением «качественного обслуживания» у меня возникает ряд вопросов, которые сегодня остаются без ответа.
Неевропейские реалии украинской медицины
Отсутствие необходимого оборудования и человеческих условий для пациентов даже в столичных больницах (не говоря уже о районных медучреждениях), невозможность быстрой и качественной диагностики (нехватка медицинского оборудования и расписанная на несколько дней очередность обследования пациентов), необходимость преодолевать расстояние в 70-90 километров для того, чтобы специалисты помогли больному из районной больницы определиться с диагнозом и, если повезет, расписать лечение – потому что семейный доктор в Украине, зачастую, выполняет функцию администратора, выдающего талончики и направления к узким специалистам.
Отказ от советского прошлого
Звучит странно в век научно-технического прогресса. Но отечественные больницы – продавленные кровати с панцирной сеткой, отсутствие самых необходимых медикаментов, один душевой блок и санузел на все отделение - напоминают нам далеко не о Европе. Еще хуже ситуация обстоит (бог с ним, с неработающим душем!) с медицинским оборудованием и уровнем компетенции врачей – они просто не умеют использовать на 100% современные системы диагностики, даже если они вдруг случаются в их профессиональной жизни. А ведь это – точность определения диагноза, дальнейшее лечение (как правило, затратное и ложащееся исключительно на плечи пациента или его семьи) и время, которое на вес золота и которое ни в коему случае нельзя упускать. Поэтому начинать необходимо с самых азов и наших врачей необходимо учить пользоваться новой аппаратурой.
Медицина не может быть бесплатной
Эту аксиому должны принять все. Средства, выделенные из государственного бюджета - это деньги налогоплательщиков, то есть, именно мы оплачиваем медицинские услуги и удерживаем медиков. Только почему-то в Украине система категорически отказывается работает во благо граждан. По данным минздрава, в 2016 году каждый налогоплательщик, в среднем, внес в сферу здравоохранения 1764 гривен – ежегодно миллиарды выделяются из госбюджета на министерские программы по модернизации больничных помещений и закупке лекарственных средств. Остается вопрос – куда деваются деньги? Выделенные средства не превратились в отремонтированые операционные, палаты с элементарными удобствами или в обеспечение лекарствами. От одного слова "реформа" чуда не произошло.
Изменение подходов
Согласно последним нововведениям, ранее государство содержало медицинские учреждения. Теперь бюджетные средства идут на закупку в медицинских учреждениях их услуг. Грамотная формулировка, понятный месседж - но на практике ничего не изменилось, именно мы с вами питаем отечественную сферу здравоохранения живительной силой денег, а уже потом само государство платит медикам. Если взять расчеты Минздрава на проргамму "деньги ходят за пациентом" - государство платит врачу 370 гривен в год за одного пациента, без учета соответствующих возрастных коэффициентов. С 2019 года эту сумму планируют увеличить до 450 гривен в год.
Врачебная этика нового образца
Врач - не тот специалист, который определяет диагноз и подбирает курс лечения. В первую очередь, врач должен настроить пациента на выздоровление, минимизировать риски возможных осложнений и сделать так, чтобы тот, по возможности, как можно реже обращался за медицинской помощью и был здоров. Реалии нашей медицины таковы, что многие медики рассматривают больного исключительно как клиента (желательно с высоким уровнем платежеспособности), а фактор качественного (да и честного лечения, чего греха таить) отодвигается на второй план. Как говорится – только бизнес, ничего личного.
Кадры. Просто кадры.
Фраза "кадры решают все", которую в своей легендарной речи озвучил Иосиф Сталин в далеком 1935 году, по-прежнему крайне актуальна. Без квалифицированных медицинских работников реформу в сфере здравоохранения провести не то, что трудно - невозможно. Квалификация - это не только университетский диплом и регулярные курсы, посещение специализированных семинаров или медицинских форумов. Квалификация, прежде всего - это желание ежедневно учиться, читать научные труды, изучать модификации болезней и вирусов, которые стремительно мутируют, а также постоянное стремление и желание лечить каждого пациента так, как необходимо именно в его случае. Это –индивидуальный - не коллективный подход.
В моем понимании, медицинская реформа - это изменение системы в целом, радикальное изменение взглядов и подходов. Это современное оборудование в необходимом количестве, на котором умеют работать медики. Это палаты с ремонтом. Это операционные с необходимой техникой. Медицинская реформа - это не просто громкие заявления на бумаге - это жизнь и здоровье каждого человека.
Это - действия, а не намерения.
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін вчора о 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз вчора о 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов вчора о 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
- Як реагувати на вимоги поліції та ТЦК: поради адвоката Павло Васильєв 19.11.2024 17:55
- Як зниження міжнародної підтримки впливає на гуманітарне розмінування в Україні Дмитро Салімонов 19.11.2024 14:12
- Українські діти війни: більше 10 років російської агресії, 1000 днів незламності Юрій Гусєв 19.11.2024 12:16
-
Головний прапор країни приспустили: яка причина
Життя 69841
-
Віктор Ющенко та партнери відчужили право на видобуток газу на Полтавщині
Бізнес 64864
-
Ми втрачаємо покоління інженерів і програмістів. Як математика впливає на майбутнє України
11394
-
Британія утилізує п'ять військових кораблів, десятки гелікоптерів і дронів задля економії
Бізнес 9016
-
За вітраж Тіффані троє учасників торгів змагалися 6 хвилин – його продали за $12,48 млн: фото
Життя 8661