Мифы декриминализации
Одной из самых обсуждаемых законодательных инициатив в последнее время является декриминализация экономических преступлений.
Одной из самых обсуждаемых законодательных инициатив в последнее время является декриминализация экономических преступлений. Тема административного давления на бизнес настолько болезненна для нашей страны, что декриминализация, еще до своего принятия, уже успела обрасти мифами. Информационное пространство наполнено блаженно-оптимистическими сообщениями от СМИ, юристов и просто что-либо слышавших о теме. Декриминализация преподносится как послабление давления на бизнес. И это, на мой взгляд, - самый главный миф.
Во-первых, статьи Уголовного кодекса сами по себе не представляют особой опасности для бизнеса. Я не буду пытаться оперировать статистикой, скажу только, что на моей практике совершенно ничтожная часть дел по преступлениям в сфере хозяйственной деятельности доходила до суда, и не более десяти процентов дошедших - заканчивались обвинительным приговором. Основной проблемой для бизнеса являются злоупотребления со стороны правоохранительных органов на стадии следственных или оперативных действий. Возможность залога как меры пресечения для т.н. называемых экономических преступлений – это, безусловно, позитивное изменение, но залога еще нужно суметь добиться. А вот такие вопросы, как основания для проведения обыска, выемки документов, возможность обжалования действий следователя, методика работы с «фактовыми» делами – все это осталось за пределами внимания законодателя. А ведь именно из-за таких действий Украинская экономика ежегодно теряет множество работающих предприятий, которые фактически уничтожаются. Проблема здесь кроется совершенно не в Уголовном кодексе, а в процедурных положениях проведения следственных и оперативных действий.
Во-вторых, мечты о том, что с декриминализацией канет в Лету возможность привлечь к уголовной ответственности бизнесмена за его деятельность, разбиваются о суровую действительность. Даже если соответствующие статьи (как только в ВР договорятся об их точном перечне) пойдут вслед за мужеложством и самогоноварением, останутся общие, хорошо знакомые многим украинским предпринимателям. Например, мошенничество (190) и подделка документов (358) продолжат оставаться локомотивом большинства дел против бизнесменов, особенно тех, кто имел несчастье быть контрагентом или даже контрагентом контрагента «налоговой ямы».
В-третьих, попытки кивать на Запад в этом вопросе тоже оказываются несостоятельными. Налоговые системы развитых стран достаточно жестки по отношению к налогоплательщику. Действительно, «у них» проще учет налоговых обязательств, и «там» есть механизм различия ошибки бухгалтера и осознанной схемы уклонения от налоговых обязательств. Но на том же Западе за преступления, финансовый ущерб государства от которых выливается в значительные цифры, преступник может получить такой же значительный срок. В США, с ее системой сложения сроков от Фемиды, можно получить больше, чем человеку отмеряно природой: 100-летние срок там не редкость. А замена лишения свободы штрафом больше похоже на безнаказанность, причем выборочную. В глаза бросается введение административной ответственности за нарушения в сфере приватизации. Здесь наблюдается нормативное закрепление старой жизненной мудрости: за кражу буханки хлеба можно попасть в тюрьму, поэтому красть нужно сразу хлебозавод. Идентичное по умыслу и более серьезное по последствиям деяние предусматривает возможность откупиться. При этом если у преступника не хватает средств возместить нанесенный ущерб, он, вероятно, так и останется на свободе. Нищий, но исправившийся, со своими, внезапно разбогатевшими, близкими.
- Як підготуватися до співпраці з дизайнером: 5 кроків до успішного ресторану Алеся Карнаухова 12:54
- Поточні проблеми тайм-менеджменту власників малого та середнього бізнесу в Україні Катерина Мілютенко 12:45
- Договір між батьками стосовно дитини: філософія та роздуми Світлана Приймак 09:55
- Стоїцизм папороті у перетвореннях декартової геометрії Олег Короташ 07:22
- Податкові пільги як драйвер розвитку молодіжного підприємництва: досвід Польщі Юлія Мороз вчора о 14:59
- Шукати ресурси для повоєнної відбудови потрібно вже зараз Дмитро Соболєв вчора о 13:33
- Законопроєкт 13120 позбавляє дітей конституційного права на освіту Лариса Білозір вчора о 11:51
- Як зміни в лісовому законодавстві ЄС вплинуть на "зелене" повоєнне відновлення України Олена Криворучкіна вчора о 10:57
- Тіні хаосу: що об’єднує архітекторів руйнувань і влади? Дмитро Зенкін вчора о 09:56
- Коли батьківство тане в сутінках: закон як останній промінь Світлана Приймак вчора о 09:55
- Контролюйте землю безпечно Сергій Пагер 25.03.2025 12:37
- Лише 160 світових брендів не хочуть мати імідж "спонсора тероризму" Володимир Горковенко 25.03.2025 11:34
- Alibaba і Maersk відкривають нові горизонти у сфері контейнерних перевезень Володимир Гузь 25.03.2025 08:49
- Українська зброя vs українська бюрократія: хто переможе? Галина Янченко 24.03.2025 18:42
- Криза у ланцюгах постачання критичних мінералів: виклики та можливості для України Ксенія Оринчак 24.03.2025 18:22
- Полтавський Мамай, СБУ, "октябрята", ДБР… Що скаже Вища рада правосуддя? 727
- Законопроєкт 13120 позбавляє дітей конституційного права на освіту 172
- Чому нас має навчити замороження USAID і "Голосу Америки"? 136
- Податкові пільги як драйвер розвитку молодіжного підприємництва: досвід Польщі 90
- Резервні копії під загрозою. Що ви можете зробити прямо зараз 85
-
Злочин без кари. Як Трамп хоче миру ціною України, і куди це веде світ
3954
-
Не переймайтеся, домовленості щодо Чорного моря не працюватимуть. Чому
Думка 2988
-
Відновлення водопостачання потребує $11 млрд та 10 років. Яким регіонам найважче
Інфографіка 2849
-
Як німці з досвідом роботи в Росії розширюють контакти з Україною
2832
-
Канада заморозила всі виплати знижок для автомобілів Tesla – Reuters
Бізнес 2582