Что не так с семейной медициной в Украине?
Терапевт и семейный доктор – разные люди. Кто такой настоящий семейный доктор, и почему он нужен каждому?
Почему Украина так сильно страдает от COVID-19? Одна из причин — глубочайший кризис управления персональным и общественным здоровьем.
Я убежден, здоровье как комплексное благополучие тела-разума-духа-социальных связей и окружающей среды, является первичным источником благополучия во всех сферах жизни, в том числе экономической и политической.
Показатели здоровья украинцев, продолжительности жизни и экономического благополучия — одни из худших в Европе.
Что же делать? Брать ответственность за свое здоровье на себя и искать надежного постоянного партнера в управлении своим здоровьем как проектом для достижения большей продуктивности во всех сферах жизни. Таким партнером может стать настоящий семейный доктор. Увы, подписанная декларация еще не означает, что вы его нашли. Зачастую, это лишь формальность, но не решение по-настоящему системных вопросов.
Итак, семейная медицина — это всемирно признанная и эффективно работающая во всех цивилизованных странах модель оказания первичной медицинской помощи. Не путать с экстренной, которую героически на передовой сейчас оказывают врачи скорой помощи, спасая жизни.
Первичная же медицинская помощь, согласно определению ВОЗ, — это комплекс мероприятий по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Также важно различать первичную медицинскую помощь от специализированной, которую оказывают профильные специалисты в болезнях соответствующих систем организма, протоколах их диагностики и лечения заболеваний. Терапевт, к примеру, — специалист в области заболеваний внутренних органов, офтальмолог — в области заболеваний зрительного аппарата, невропатолог — в области заболеваний нервной системы и т д.
После пролетарской революции 1917 уничтожили не только священников как класс, но и семейных докторов (земских врачей). Знаменитые писатели-доктора Антон Чехов и Михаил Булгаков были именно семейными (земскими) докторами — не терапевтами, неврологами или кардиологами.
В советской системе Семашко не нашлось места семейному доктору. Но, поскольку здравоохранение не может работать без доктора, который собирает у себя данные о пациенте от других специалистов, такая роль была возложена на терапевта.
Для того, чтобы лучше понять правильную природу семейной медицины, можно обратиться к текущему опыту США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии, Польши, Австралии, Сингапура. Во всех этих странах первичная медицинская помощь оказывается семейными докторами.
Семейный доктор — это единственный специалист, работа которого подразумевает непрерывное ведение человека вне зависимости от состояния здоровья, пола и возраста.
Что представляет собой семейная медицина в Украине?
Большинство докторов, имеющих сертификат со специализацией «семейная медицина», по сути, все еще являются терапевтами. Изменилось немногое:
1. Формальное название.
2. Нагрузка на докторов.
3. Количество диагнозов и соответственно обращений, с которыми вынужден работать доктор.
4. Количество заполняемой документации.
5. Модель оплаты (декларации). Очень важное и правильное изменение, которое, к сожалению, не дает результата ни по улучшению здоровья людей, ни по повышению качества работы семейных докторов.
Что не изменилось?
1. Обучение докторов.
2. Материально-техническое и информационное обеспечение.
3. ГЛАВНОЕ — не изменилась модель работы.
Именно в модели работы кроется принципиальная разница между терапевтом и семейным доктором. Реформа, связанная с подписанием деклараций и прикреплением людей к своему семейному доктору путем свободного выбора, а не прописки, считаю важнейшим шагом. Но без последующих необходимых действий сама идея деклараций начинает компроментироваться. Ведь деньги, которые ходят за пациентом, доктор получает больше не в результате улучшения качества своей работы (улучшение параметров здоровья своих пациентов), а по факту подписания большего количества деклараций. Но вчерашние терапевты не превратились в семейных докторов, ведь, по сути, не изменилась модель работы.
Суть работы сегодняшнего семейного доктора, работающего в государственных медучреждениях, как и ранее, сводится к обследованию, постановке диагнозов и назначению сугубо протокольного лечения, которое дает временный эффект в случае наиболее распространённых сегодня обменных дегенеративных заболеваний, таких как гипертония, диабет 2-го типа, заболевания ЖКТ, аутоиммунные заболевания и т. д.
Отсюда вытекает один из дремучих стереотипов о семейных докторах: это человек-оркестр, который должен заменить собой всех специалистов. Но это не так. Семейный доктор — это в первую очередь, человек, и он не может «объять необъятное», стать специалистом в диагностике и лечении всех заболеваний. Но что точно может и должен делать настоящий семейный доктор — помогать человеку непрерывно управлять своим здоровьем как проектом.
Главный инструмент практической реализации профилактической функции семейного доктора – проведение регулярных профилактических медицинских обследований своим прикрепленным пациентам с последующей разработкой персональных оздоровительных программ. Немаловажна и помощь в реализации оздоровительных программ: доктор выступает также в роли коуча и надежного партнера пациента во всех вопросах, связанных со здоровьем.
Люди старшего поколения помнят слово «диспансеризация». В рамках диспансеризации реализовывалась вторичная профилактика осложнений и обострений хронических заболеваний. Что мешает в 21 веке не только делать профилактику обострений, но предупреждать их появление, продлевая тем самым активную и продуктивную жизнь?
- Що чекає українську переробну промисловість та перспективи Кіровоградщини Юлія Мороз вчора о 16:10
- Водневі ініціативи в Україні: роль адвокації та GR у розбудові майбутньої енергетики Олексій Гнатенко вчора о 12:35
- Ваші гроші, ваше майбутнє: чому важливо перемогти фінансові злочини в державному секторі Акім Кібновський 13.08.2025 21:38
- 60 днів до межі: чому ротація рятує життя і фронт Віктор Плахута 13.08.2025 12:46
- Чого чекати від 15 серпня? Олександр Скнар 13.08.2025 09:03
- Дистанційне управління бізнесом: приховані загрози та мільйонні втрати Артем Ковбель 12.08.2025 23:15
- Небезпечний Uncapped SAFE Note: що це таке і як інвестору не потрапити в пастку Роман Бєлік 12.08.2025 18:30
- Тіньова імперія Telegram: як право і держава приборкують анонімну свободу Дмитро Зенкін 12.08.2025 14:58
- Гра за правилами: чому відповідальність – це основа гемблінг-індустрії Михайло Зборовський 12.08.2025 12:30
- Перемовини США та рф приречені Ігор Шевченко 12.08.2025 12:27
- Зберегти код нації: особистий досвід гуцулки про українську ідентичність за кордоном Наталія Павлючок 12.08.2025 11:22
- Ваш генератор може заробляти Ростислав Никітенко 12.08.2025 10:14
- Базовая военная подготовка в вузах: права студентов и последствия отказа Віра Тарасенко 11.08.2025 22:18
- Порівняння податкових навантажень: Велика Британія vs Кіпр для IT-компаній і фрілансерів Дарина Халатьян 11.08.2025 17:41
- Енергія хорошої пам'яті Євген Магда 11.08.2025 17:20
-
Вкладник намагався відсудити у ПриватБанку 3 млрд євро за депозит 1995 року
Фінанси 26100
-
У "маркетплейсі дронів" DOT-Chain Defence виконали перші замовлення
оновлено Бізнес 7893
-
Гетманцев: Рада не планує ухвалювати закон щодо крипторезерву, НБУ проти
Фінанси 6265
-
Галина Ободець: "Українське походження товару – ще не гарантія успіху на полиці"
Новини компаній 4584
-
Шмигаль терміново зв'язався з главою Rheinmetall після його скарг на бюрократію в Україні
Бізнес 4234