Что такое Закон доброго самаритянина и почему он должен быть принят в Украине?
Пандемия COVID-19 показала, что забота о безопасности жизни и о здоровье граждан так или иначе требует вовлечения государства.
Впрочем, правительства стремились управлять рисками в сфере здравоохранения задолго до появления коронавируса.
Объяснить это стремление просто. Во-первых, человеческая жизнь считается высшей социальной ценностью в подавляющем большинстве современных демократий. Во-вторых, трудоспособность, долголетие и безопасность граждан экономически выгодна. Каждый преждевременно погибший или утративший способность к труду человек — потеря для экономической системы общества. Такой логикой продиктованы инвестиции западных стран в проекты по сокращению предотвратимой смертности.
Резонно, что страны, где жизнь также является ценностью, а гибель человека считается негативным явлением, могут выбирать и адаптировать успешные кейсы. Цели-то совпадают. Хочу рассказать про один из наиболее заметных “спасательных” проектов Запада, который по образу и подобию может быть воплощен в Украине уже в ближайшее время.
Ученые, исследовавшие статистику в США, обнаружили, что многие люди гибнут от причин, которые мог бы “пофиксить” медицинский работник. Например 10-15% всех смертей в мире (и в Штатах, в частности) приходятся на внезапную остановку сердца. Проблема состоит в том, что при внезапной остановке сердца смерть мозга наступает за 5-7 минут, а прибытие скорой помощи, даже в странах с развитой системой экстренной медицины, требует порядка 10 минут времени минимум. Таким образом, пострадавшие гибнут до прибытия врачей.
В качестве решения была предложена концепция оказания первой помощи. Когда очевидец экстренной ситуации: друг, коллега пострадавшего или просто прохожий, поддерживает жизнь до прибытия профессионалов, проводя непрямой массаж сердца. Этот же подход работает для спасения людей при ДТП, когда проезжающий мимо водитель останавливает кровотечение, накладывая жгут (для чего не требуется медицинское образование), выигрывая время для прибытия скорой, которая и проводит более сложные манипуляции.
Может показаться, что для того, чтобы все это работало, вообще не нужно государство. Люди могут учиться первой помощи по собственной инициативе или за счет работодателя, который заинтересован, чтобы в офисе, на заводе или в отеле было безопасно.
Но практика показала, что даже прошедшие подготовку люди не всегда охотно применяют навыки для спасения других. Исследования выявили, что одной из главных причин отказа от спасения является страх юридических последствий. Чтобы нивелировать этот страх, была разработана регуляция, которая предполагала освобождение от ответственности за последствия оказания помощи человека, который оказывал ее добровольно, осмотрительно и в рамках своей компетенции.
Согласитесь, ведь странно судить человека за то, что он сломал кому-то ребро, массажируя сердце? Проводя процедуру, без которой пострадавшего ждет верная смерть!
Закон доброго самаритянина впервые был принят в США в 1998 году в форме авиационной регуляции, но в последующие годы принят для общего пользования во всех 50 штатах. Развитие первой помощи в целом и поддержка спасателей-добровольцев в частности привела к тому, что шансы пережить остановку сердца в США в 10 раз выше, чем на территории Украины.
Но США не были единственной страной, где Закон доброго самаритянина работает. В 2001 такие нормы появились в Канаде, позже — в Бельгии, Германии, Израиле и т.д. В 2017 году Закон доброго самаритянина вступил в законную силу в Китае.
В Украине первая помощь развивается стремительно, навыки спасения получают десятки тысяч человек в год. С учетом примерно 50 000 гибнущих ежегодно от внезапной остановки сердца, 3000 жертв ДТП, 2000 утонувших и 1000 погибших на пожарах, мне кажется очевидным, что Украине нужен Закон Доброго Самаритянина.
- Суд відмовив у позові до ФОП щодо псування техніки після ремонту Артур Кір’яков вчора о 19:08
- Літо, тераси та куріння: чи є заборона для літніх майданчиків? Олег Сніцар вчора о 17:12
- Регіональні тренди запитів "Відео ШІ" в Україні: піки, спад і соціальні фактори Христина Кухарук вчора о 17:03
- Мінеральна угода США та України: шанс на нову енергополітику чи дорогий експеримент? Ростислав Никітенко вчора о 15:55
- Інвестування в Україну – аналіз досвіду іноземних компаній Сильвія Красонь-Копаніаж вчора о 13:30
- Як спадкоємцю за кордоном не загубитися у правовому лабіринті Світлана Приймак вчора о 13:28
- Психологічна готовність до пластичної операції – більше, ніж "налаштування" Дмитро Березовський вчора о 12:42
- Чому ми приймаємо нелогічні фінансові рішення? Антон Новохатній 04.05.2025 16:55
- Відповідальність батьків за шкоду, завдану дитиною: кейс наїзду на пішохода Артур Кір’яков 03.05.2025 09:28
- Кібербезпека в руках людей: чому найслабша ланка – не код, а співробітник? Михайло Зборовський 02.05.2025 14:56
- "Дачна революція": Верховний Суд дозволив реєстрацію місця проживання у дачному будинку Арсен Маринушкін 02.05.2025 13:48
- Відповідальність батьків за тілесні ушкодження, завдані їхніми малолітніми дітьми Артур Кір’яков 02.05.2025 09:28
- Економіка агресора радує своїм падінням Володимир Горковенко 01.05.2025 20:07
- Пенсійна реформа 2025 року Андрій Павловський 01.05.2025 18:17
- Все про ПДВ: коротка інструкція від адвоката Сергій Пагер 01.05.2025 09:52
-
У Чернігові демонтували пам’ятник борцям за незалежність: про що йдеться
Життя 5001
-
Зміна пріоритетів: молоде покоління радше зменшить заощадження, ніж відмовиться від хобі
Життя 4280
-
Що головне і що парадоксальне в угоді з США про корисні копалини
Думка 4178
-
Заборонений в Україні. Хто такий Сіміон і чим його перемога у Румунії загрожує Києву
4042
-
"Ми скорочуємо більше ніж удвічі наше виробництво", – фіндиректор Ferrexpo
Бізнес 3973