Сакральная жертва
Годовщине дезертирства Гаранта посвящается
В стране идетвойна. Каждый день кто-то гибнет – силовики, сепаратисты и просто обыватели.Падает экономика, ломаются судьбы сотен тысяч людей. И как всегда, возникаютдва вопроса: кто виноват, и что делать?
Если естьжелание увидеть главного виновника нашей общей драмы – достаточно подойти к зеркалу. Мы там увидим вовсе неПутина, Гиркина или Януковича, а совсем другое существо – архитектора нашеймирной (еще недавно) жизни и нынешних наших страданий, с лицом сибарита, лжецаи лицемера. Это зрелище не доставит нам удовольствия – но нужно принять горькоелекарство, чтобы был шанс на выздоровление.
Но какая роль,казалось бы, мирного и безвредного «маленького украинца» в происходящих трагическихсобытиях?
Еще нескольколет назад у меня возникло интуитивноеощущение надвигающейся катастрофы. Я не мог точно сформулировать, что конкретноможет (или должно) произойти – но я понимал, что все происходящее в нашемобществе не укладывается в известные мне законы кибернетики и синергетики.Например, правоохранительная система и суды на протяжении столетий мировойистории были предназначены дляподдержания «правил игры» в обществе, без которых оное неизбежно скатывается кпещерному уровню межчеловеческих отношений. Но если все судьи и прокурорыпоголовно заняты набиванием собственных карманов, полностью игнорируя своислужебные функции – то такое общество обречено. А еще мне было непонятно, почему большинствонашего экономически активного населения занято торговлей на рынках, банковскимделом, сетевым маркетингом –складывается впечатление, что Украина или является мировым торговым центром(что не так), или что оставшаяся в явном меньшинстве часть граждан производитстолько продукции, что ее с трудом могут продать все остальные члены общества(что тоже не так). Так за чей счет тогда банкет? Но непонятнее всего было то,что большинство наших граждан жили одновременно в трех измерениях – думалиодно, говорили другое, а делали третье. Вам нужны веские аргументы вобоснование этих доводов? Вот они.
Мы все хотелибыть банкирами, юристами или на худой конец – торговцами. Ведь прощераспоряжаться чужими деньгами, чем зарабатывать свои – и мы не особо стремилисьчто-то производить. Потому что выгоднее распилить на металлолом старый завод,чем построить новый.
Мы сготовностью давали взятки всем подряд – от жэковского работника до министра.Потому что проще, быстрее и выгоднее дать взятку – вместо того, чтобы заставитьчиновников делать то, что им полагается по закону.
Мы дружноголосовали за мерзавцев, которые за месяц до выборов асфальтировали дорогувозле нашего дома, а за неделю до выборов раздавали нам продуктовые наборы.Потому что они обещали нам «покращання вже сьогодни», и нам хотелось верить, чтоэто обещанное благоденствие вдругматериализуется ниоткуда, а не будет оплачено в конечном итоге за нашсобственный счет – вместе с особняками и джипами наших избранников.
Мы дваждыплатили за высшее образование – вначале в кассу института за право учиться, потом в карманпреподавателям за право получить диплом, так ничему и не научившись. Потому что в нашем обществе бумажка с печатьюценилась выше знаний и профессионализма – в результате по большинству направлениймировой экономики мы оказались неконкурентоспособными.
Мы годами жилив атмосфере постоянного праздника – количество официальных (и неофициальных)выходных у нас зашкаливает, равно как и количество выпиваемого и съедаемого приэтом, и никого не удивляет газетная рубрика «Полезные советы: как бороться спохмельем». Может, просто надо меньшепить? И не брать взаймы на летний отдыхв Турции, пока ты еще не настолько перетрудился, чтобы было от чего отдыхать? И вообще жить по средствам – чтобы потом не ломать голову, как заплатитьиз гривневой зарплаты по долларовому кредиту.
Мы сготовностью соглашались на условные приговоры по уголовным делам, где следствиене имело доказательств нашей вины, чтобы посадить нас по-настоящему. И правильно – зачем годамиходить в суды, что-то пытаться доказать, если и так всем хорошо? И обвиняемыйна свободе, и следователь очередную звездочку получит, и у судьи хлопот меньше– ну и что с того, что мы своим соглашательством провоцируем негодяев в погонахи мантиях на дальнейшие злоупотребления? Ведь их следующими жертвами будем ужеточно не мы.
И если все этообобщить – получается, что все предыдущие двадцать лет мы провели в праздности,потакании собственным слабостям и неготовности тяжко трудиться. Мы так и непостроили гражданское общество и эффективную экономику. Теперь за это наступила расплата – в видевойны, и мы все вместе приносим эту сакральную жертву.
Ведь если бынаше общество не было развращено многолетним бездельем и праздностью,искусственно разделено на «укров» и «ватников» в угоду амбициям политическихпигмеев, поражено тотальной коррупцией, из-за которой почти каждый силовик был потенциальнымпредателем – разве сработал бы сценарий гибридной войны?
Да, войну годназад можно было бы предотвратить – при стечении определенных обстоятельств, ноэто ничего бы не изменило. Просто одинвид страданий и лишений был бы заменен на другой – на многолетние политические распри, с такойже стагнирующей экономикой и нищетой большинства населения, помноженной натотальное разочарование. Потому что за все придется платить - за двадесятилетия физиологического гедонизма, житейского комфорта и душевной лени, незаслуженной нами Dolce vita - сладкой жизни, по которой многие сейчастоскуют. И эта расплата была неизбежной- таковы законы природы. И ответ на вопрос, что с этим делать – очень прост иочевиден: изменить отражение в зеркале, то есть каждый должен изменить самсебя. Мы должны пройти весь тот путь, который мы не прошли за двадцать последних лет – путьтяжкого труда, лишений и страданий, ради построения правового государства иэкономически состоятельного общества. За нас это никто не сделает.
- Строк нарахування 3 % річних від суми позики Євген Морозов 09:52
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов вчора о 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак вчора о 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін 21.11.2024 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз 21.11.2024 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов 21.11.2024 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 24972
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21315
-
Мінекономіки пояснило, як отримати 1000 грн єПідтримки, і порадило задонатити їх на ЗСУ
Фінанси 12285
-
Курс євро впав на 47 копійок: Який курс долара НБУ зафіксував на понеділок
Фінанси 9574
-
Селена Гомес, Демі Мур та Єва Лонгорія: найкращі образи найуспішніших жінок Голлівуду – фото
Життя 8242