Архетип города. По следам утраченной цивилизации
Если явление встречается в разные исторические эпохи и наблюдается у различных этно-культурных групп, то оно является архетипическим.
Слово «архетип» с относительно недавних пор стало общеупотребимым. Однако, одновременно с популяризацией этого термина, утратились важные нюансы его значения. Введенный в гуманитарную мысль 20 века Карлом Юнгом, архетип означает структурообразующий принцип, «таинственный» механизм организовывающий опыт, как индивидуальной жизни, так и коллективного человеческого общежития. Юнг предпочитал метафорическое определение этого «трансцендентного» явления, уподобляя архетип осевой структуре кристалла – нематериальному фактору, определяющему и направляющему организацию материи.
По мнению автора термина, архетип отвечает двум критериям – повсеместности и вневременности. Так, если явление встречается в разные исторические эпохи и наблюдается у различных этно-культурных групп, то оно является архетипическим. Отсюда, «архетип младенца», «архетип семьи», «архетип матери», «архетип города»… Осмысление последнего приобретает особое значение и актуальность на фоне стремительной урбанизации планеты. Однако, в самом факте существования архетипа города содержится гораздо больше загадок, чем некий таинственный ключ к пониманию того, каким образом организовано и функционирует урбанистическое пространство.
Неожиданно, архетип города ставит вопрос о том, как давно существует наша цивилизация (в глобальном смысле). Современная «официальная» история, как правило, апеллирует к двум примерам, рассуждая на тему истории возникновения городов. Это наидревнейший из непрерывно населенных городов – Иерихон (Палестина) и покинутый еще в неолите Чатал-Хююк (территория нынешней Турции). Возраст обоих примеров в грубом исчислении составляет с десяток тысяч лет. И вот именно здесь возникает загвоздка – архетип не формируется за такой «непродолжительный период». По мнению Юнга необходимы, по крайней мере, сотни тысяч лет «повторяющегося человеческого опыта» для возникновения того или иного архетипа.
Таким образом, ни Иерихон, ни Чатал-Хююк – не могут рассматриваться в качестве прото-городов. Эти поселения стали результатом трансляции уже сформированной архетипической градо-технологии, а никак не местом ее появления. Даже стоянки древних людей в Италии (исчисляющие свой возраст несколькими десятками тысяч лет) и других местах планеты – не могут стать исследовательским образцом для расшифровки архетипа города. К сожалению, приходится признать, что у нас нет валидного эмпирического материала. Таким образом, архетип города является следом цивилизации, о которой на сегодня не существует удовлетворительного представления.
В таком случае, не остается ничего другого, как использовать метод, так называемого, реконструирующего моделирования. Парадоксально, но для понимания современного города на архетипическом уровне, необходимо реконструировать условия и режим обитания человека сотне-тысячелетней давности. Конечно же, речь не идет о прямом воссоздании этих характеристик в современных условиях. Нелепость и невозможность такого ретроградного пути – очевидна. Однако, архетипическое понимание социально-экологических, физико-химических, пространственно-символических и других нормативов среды человеческого обитания вполне может быть реализовано на современный манер. Не этой ли попыткой занято такое направление в архитектуре и градостроительстве, как биоморфизм?
- Розпорядження майном «цивільного подружжя» при поділі спільного сумісного майна Євген Морозов 20:34
- JIT — концепція, час якої настав Наталія Качан 19:43
- Оновлення законодавства про захист персональних даних: GDPR в законопроєкті 8153 Анастасія Полтавцева вчора о 18:47
- Податкова біполярність або коли виграв справу, але неправильно Євген Власов вчора о 16:35
- Встановлення факту спільного проживання «цивільного подружжя» при поділі майна Євген Морозов вчора о 10:52
- Когнітивка від Psymetrics – прогнозований бар’єр для Вищого антикорупційного суду Лариса Гольник вчора о 09:26
- Топ-3 проєктів протидії фінансовому шахрайству у 2024 році Артем Ковбель 20.12.2024 23:10
- Как снять арест с карты: советы для должников ЖКХ Віра Тарасенко 20.12.2024 21:40
- Кейс нотаріальної фальсифікації в Україні: кримінал, зловживання довірою й порушення етики Світлана Приймак 20.12.2024 16:40
- Валюта боргу та валюта платежу в договірних відносинах Євген Морозов 20.12.2024 09:50
- БЕБ, OnlyFans та податкова істерика: хто насправді винен? Дмитро Зенкін 19.12.2024 16:55
- Посилено відповідальність за домашнє та гендерно зумовлене насильство Світлана Приймак 19.12.2024 16:44
- Вчимося та вчимо дітей: мотивація та управління часом Інна Бєлянська 19.12.2024 16:11
- Гендерний розрив на ринку праці України: дослідження Міжнародної організації з міграції Юлія Маліч 19.12.2024 13:36
- Україна сировинний придаток, тепер офіційно? Андрій Павловський 19.12.2024 12:50
- Україна сировинний придаток, тепер офіційно? 1256
- Після зупинення війни, вільних виборів може і не відбутися 1255
- Правова стратегія для захисту інтересів дитини у суді 561
- Когнітивка від Psymetrics – прогнозований бар’єр для Вищого антикорупційного суду 511
- Вчимося та вчимо дітей: мотивація та управління часом 235
-
Для мешканців багатоквартирних будинків встановили фіксовані ціни за електроенергію
Бізнес 11425
-
Рекордно подорожчав овоч, який є унікальним засобом від застуди
Бізнес 4578
-
Глиняний посуд на Святвечір: традиції, символіка та як обрати для святкового столу
Життя 4356
-
Вісім треків тижня: новий фіт Соловій і Дантеса та зимова лірика Jerry Heil
Життя 3915
-
Орбан: Угорщина веде переговори щодо транзиту російського газу через Україну
Бізнес 3108