Надо ли доверять народу?
Откуда взялся этот несчастный народ, которому кто-то пытается навязать право управлять страной?
Верховная Рада Украины приняла законопроект «О всеукраинском референдуме». Документ уже вызвал бурную реакцию в обществе и резкую критику оппозиционных партий. Камнем преткновения стала норма позволяющая менять Конституцию в обход Верховной рады.
Свое видение права народа на референдум уже традиционно демонстрирует едва ли не каждый созыв парламента. Базовый закон был принят еще в 1991 году, но его особенности практически не позволяют адекватно реализовывать волю народа, что в свое время и показали затруднения с воплощением в жизнь итогов волеизъявления 2000 года.
Правом представить свою точку зрения Партия регионов воспользовалась сразу же после победы на президентских выборах 2010 года. Народный депутат Дмитрий Шпенов предложил сначала один, а потом другой вариант законопроекта. Документ был одобрен в первом чтении в июне того же года. Потом последовали поправки, второе чтение он не прошел. Это не смутило народных избранников вернуться к полузабытому тексту и вновь поставить его на голосование. В таком виде он и был принят в целом.
Основной претензией к тексту документа остается широкая трактовка народовластия в рамках референдума. Если закон вступит в силу, украинцы получат действенное право высказываться по вопросам Конституции, территории, принятия, отмены и уточнения законов, да и в целом — по любому вопросу, не запрещенному законодательством. Опасение оппозиционных депутатов вызвало резкое сокращение полномочий парламента, что, по их мнению, может привести к узурпации власти президентом.
По мнению представителя оппозиции Юрия Ключковского, такой референдум будет безрассудным документом: «По данному закону, референдум будет явлением абсолютно манипулятивным, в стиле тех, которые когда-то проводились Гитлером, где он утверждал свои расовые законы, или тех референдумов, которые проводил Лукашенко в Беларуси или Назарбаев в Казахстане. То есть, вместо средства народного волеизъявления это станет способом, когда на народный «одобрямс» будет выноситься то, что выгодно власти».
В партии «УДАР» заявили, что закон о референдуме должен быть в списке документов, отмены которых должна добиваться оппозиция в следующем парламенте: «Очевидно, что Украине необходимо принять закон о всеукраинском референдуме, потому что именно референдум является возможностью для народа, как источника власти, влиять на принятие важных для страны решений - как на государственном, так и на региональном уровне. Но этот закон о референдуме, принятый нынешним парламентом является таким же непрофессиональным и несовершенным, как и закон о выборах».
В Партии регионов убеждены, что закон позволит власти принимать решение согласно мнению народа, а не отдельных политиков. Лидер провластной фракции Александр Ефремов заявил: «В любой цивилизованной стране в вопросах, которые касаются большей части населения, власть советуется с народом. И у нас тоже должен быть механизм, который поможет осуществлять этот процесс. И одним из таких механизмов является именно референдум, который позволит власти принимать решение, исходя из того, как высказались люди на референдуме».
Решительно поддержал новый закон и лидер общественного движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук. По его мнению, «принятие Верховной Радой Украины Закона о всеукраинском референдуме, является первым шагом на пути реализации лозунга «Страной управляешь ты!». Ранее лидер «Украинского выбора» подчеркивал, что именно на всеукраинском референдуме следует решать важнейшие вопросы внутренней и внешней политики страны, в том числе определять интеграционный выбор государства.
Если подытожить всю дискуссию вокруг референдума, то именно смена интеграционного выбора больше всего беспокоит оппозицию. А что, если вдруг народ поддержит вхождение Украины в Таможенный союз, вероятность чего весьма велика?
Что на это ответишь? Откуда взялся этот несчастный народ, которому кто-то пытается навязать право управлять страной?
- Юридичне регулювання sweepstakes: основні аспекти та огляд за юрисдикціями Роман Барановський 16:19
- Нелегальний ринок тютюну: як зупинити мільярдні втрати для бюджету України? Андрій Доронін 15:05
- Перевірка компаній перед M&A: аудит, юридичні аспекти та роль менеджера Артем Ковбель 02:12
- Адвокатура в Україні потребує невідкладного реформування Лариса Криворучко 01:14
- Ретинол і літо: якими ретиноїдами можна користуватися влітку Вікторія Жоль вчора о 09:44
- К вопросу о гегелевских законах диалектики. Дискуссия автора с ИИ в чате ChatGPT Вільям Задорський вчора о 06:23
- Рекордні 8549 заяв на суддівські посади: що стоїть за ключовою цифрою пʼятого добору? Тетяна Огнев'юк 31.03.2025 21:11
- Med-Arb: ефективна альтернатива традиційному врегулюванню спорів Наталія Ковалко 31.03.2025 17:54
- Искусство наступать на грабли Володимир Стус 31.03.2025 17:05
- Нова судова практика – відсутній обов’язок надсилання копії скарги виконавцю Андрій Хомич 31.03.2025 16:01
- НАБУ: невиправдані надії Георгій Тука 31.03.2025 15:48
- Податкове резидентство для енерготрейдерів з іноземними бенефіціарами Ростислав Никітенко 31.03.2025 12:41
- Фінансова модель університетів майбутнього Віталій Кухарський 31.03.2025 12:21
- Шукайте жінку! Білоруський варіант Євген Магда 31.03.2025 09:09
- Спільний контроль у бізнесі: чому статус має значення? Анастасія Полтавцева 30.03.2025 19:23
-
У рейтингу мільярдерів Forbes з'явилось поповнення від України
Бізнес 35010
-
Колишній власник Галі Балуваної пояснив вихід з бізнесу: Було некомфортно
Бізнес 28381
-
"Супутник Притули" змінив правила гри: як Україна вплинула на фінський космічний бізнес
13457
-
Треба багато, але окупності нема. Чому в Україні так довго будуються скляні заводи
Бізнес 9711
-
Порошенко показав декларацію за 2024 рік: заробив понад 4 млрд грн
Бізнес 8480