Архитекторы вместо каменщиков
Вакханалия, охватившая страну после развала СССР, не обошла стороной и систему высшего образования.

Вакханалия, охватившая страну послеразвала СССР, не обошла стороной и систему высшего образования. В условияхскудного государственного финансирования ВУЗы начали зарабатывать кто какумеет. Основным источником живых денег для обескровленной системы образования,естественно, стали студенты-контрактники: высшее образование резко стало всемнеобходимо, без него невозможно было устроиться на хоть как-то оплачиваемуюработу и от студентов, вроде как, не было отбоя. Но был нюанс.
Дело в том, что мода пошла на «полезные»специальности, то есть те, которые были востребованы в условиях зарождавшейсярыночной экономики: юристов, экономистов, финансистов, иногда – переводчиков.Инженерные специальности стали мало кому интересны: молодежь не хотела идти назаводы, молодежь хотела идти в бизнес. Спрос, как известно, рождает предложение– и всяческие политехи, физтехи, строительные и автодорожные начали массовополучать статус университетов. Естественно, с единственной целью: получить возможностьготовить людей по специальностям, которые раньше этому учебному заведению былине свойственны. Ну, право же, какой филологический или юридический факультетможет быть в бывшем машиностроительном институте? Откуда там взятьсясоответствующей научной школе?
Так Украина практически потеряла системуполитехнического образования и инженерной подготовки.
Здесь важно понять разницу междутехникумом, институтом и университетом. Техникумы должны готовить специалистов,которые умеют пользоваться инструментами – то есть решать поставленныеинженером задачи при помощи имеющегося набораприборов/станков/инструментов/аппаратов. Они готовят специалистов «для жизни»,дают практические знания, необходимые для успешной работы. Всевозможныеполитехи должны готовить инженеров – то есть тех, кто видит систему в целом и способныхв рамках этой системы находить нетривиальные решения. Университетскоеобразование – оно о другом. Это академическое образование, которое должнорешать задачи соответствующего уровня: давать научную основу для новыхинженерных разработок, готовить преподавательский состав и т.д.
В той же Европе, на которую мы равняемся, существуетстрогое разделение на политехническое образование (политехи, колледжи и т.д.) иакадемическое (университеты). Европейцы берегут то, что в Украине затоптали вбезумной погоне за тотальным высшим образованием.
«А при чем тут IT?», - спросите вы. Да при том, IT-отрасль этотлетворное влияние тотальной «университизации» на себе ощутила в полной мере.
Недавно на одном из образовательныхсаммитов ректор НТУУ «КПИ» с трибуны признал, что программиста не нужноготовить 4 года – для качественной подготовки достаточно 1,5-2 лет. А это, каквы понимаете, никак не уровень институтов (и уж тем более – университетов).
Программист, по сути – это ремесленник,человек, который умеет пользоваться инструментом. Ведь язык программирования –это действительно инструмент для решения определенных задач. Если вам нужныкаменщики, способные качественно класть кирпич по чертежу (а иногда и без него)– вы же не будете искать их в какой-то строительной академии, правда?
С программистами та же история. УкраинскиеIT-компании работают в основном на аутсорсе – тоесть выступают подрядчиками для иностранных компаний. Соответственно, нужны им,в первую очередь, простые «работяги» - люди способные правильно укладывать«кирпичи» кода. И существующая государственная система подготовкипрограммистов, когда подготовка одного «каменщика» занимает минимум 4-5 лет,компании никак не устраивает. Собственно, это и является причиной такойпопулярности онлайн-курсов по программированию – на них приходят люди, которые хотят быстрее устроитьсяна работу.
И вот здесь мы подходим к самой главнойпроблеме украинского IT-образования. Дело в том, что хорошийремесленник рано или поздно сам дорастет до необходимости существенно повыситьквалификацию и получить инженерное образование – да только где же его получать,если ВУЗы готовят таких же ремесленников?
Система высшего образования должнапрекратить готовить каменщиков и должна заняться подготовкой инженеров –архитекторов от IT. Ведь, как я уже говорил выше, задачаинженера – это создавать что-то новое, находить нетривиальные решения.Представители крупных украинских IT-компаний уже сейчасговорят, что для того, чтобы вывести отрасль на новый уровень, наши айтишникидолжны перейти от аутсорса к разработке собственного продукта. А это безхороших инженеров никак невозможно!
- Ретинол і літо: якими ретиноїдами можна користуватися влітку Вікторія Жоль вчора о 09:44
- К вопросу о гегелевских законах диалектики. Дискуссия автора с ИИ в чате ChatGPT Вільям Задорський вчора о 06:23
- Рекордні 8549 заяв на суддівські посади: що стоїть за ключовою цифрою пʼятого добору? Тетяна Огнев'юк 31.03.2025 21:11
- Med-Arb: ефективна альтернатива традиційному врегулюванню спорів Наталія Ковалко 31.03.2025 17:54
- Искусство наступать на грабли Володимир Стус 31.03.2025 17:05
- Нова судова практика – відсутній обов’язок надсилання копії скарги виконавцю Андрій Хомич 31.03.2025 16:01
- НАБУ: невиправдані надії Георгій Тука 31.03.2025 15:48
- Податкове резидентство для енерготрейдерів з іноземними бенефіціарами Ростислав Никітенко 31.03.2025 12:41
- Фінансова модель університетів майбутнього Віталій Кухарський 31.03.2025 12:21
- Шукайте жінку! Білоруський варіант Євген Магда 31.03.2025 09:09
- Спільний контроль у бізнесі: чому статус має значення? Анастасія Полтавцева 30.03.2025 19:23
- ВВК до 5 июня: нужно ли проходить людям с инвалидностью? Віра Тарасенко 30.03.2025 15:46
- ШАБАК оприлюднив свої висновки щодо трагедії 7 жовтня Георгій Тука 30.03.2025 14:16
- Цивільна конфіскація: про це варто знати, якщо ви державний службовець Тетяна Видай 28.03.2025 14:47
- Від 2 до 4 мільярдів доларів Євген Магда 28.03.2025 13:13
-
"Бояться їхати сюди". Українській компанії не вдалося перевезти з Польщі закриту фабрику
Бізнес 76766
-
Зернова асоціація попередила про ризик "технічної зупинки" агроекспорту з України
Бізнес 5740
-
Equinor запустила родовище у Баренцевому морі: потужність – 220 000 барелів нафти на добу
Бізнес 5068
-
Порошенко показав декларацію за 2024 рік: заробив понад 4 млрд грн
Бізнес 4087
-
Зберегти картини Пимоненка. Як у Сумах евакуюють цінні музейні об’єкти на тлі новин про наступ
3956