Лизинг как пробный шар для поддержки судостроения
Достаточно ли для возрождения отечественных верфей только финансовых инструментов?
Набирает форму проект Министерства экономики по поддержке судостроения.
Он призван «включить» одну из мер поддержки отрасли, о которой просили сами судостроители - лизинг. В текущих условиях наша промышленность не готова массово производить суда морской или океанической зоны плавания. Единичное строительство судовых корпусов соответствующих классов без насыщения машинами, механизмами и системами является исключением, а не правилом. К этому не готовы ни предприятия, ни финансовая система, ни судовладельцы-заказчики, как бы этого не хотелось.
В таких условиях более реалистичным решением является концентрация ограниченных ресурсов на судах речного класса или класса «река-море». Это подтверждается рыночными тенденциями последних годов, ведь судовладельцы в основном и заказывали суда таких классов. Укрупнённо, Украина располагает логистическими возможностями на трёх судоходных реках - Дунае, Днепре и Южном Буге. При этом, Днепр является идеальной транспортной магистралью в логистике экспорта, разрезая территорию страны с севера на юг. В устье Днепра или недалеко от него находятся, в том числе и морские порты, что создаёт логистическое звено «река-море», в котором можно эффективно использовать даже сугубо речной флот. По такой схеме работает, например, «Нибулон».
Дунай предоставляет особые возможности. Эта весьма полноводная река протекает по ряду стран Европы. Начиная же с 1992 года она является частью трансъевропейского водного пути от Роттердама на Северном море до румынского и украинского судоходных каналов на Чёрном море. В качестве экономического игрока от Украины на этой водной артерии выступает «Украинское Дунайское Пароходство». Очень опрометчиво не использовать возможности этих водных путей как стратегическое преимущество нашей страны.
Но вернёмся к нереализованным, пока, возможностям внутренних водных путей. Что мы имеем на сегодняшний день? Грузооборот за 2019 год составил 11,79 млн. тонн. Много это или мало? Для сравнения, за этот же период Укрзализниця показала внутренний грузооборот (без транзита, импорта и экспорта) в размере 139,6 млн. тонн., то есть почти в 12 раз больше. Но пропускная способность железной дороги тоже ограничена. В прошлом году, например, случилась сложная ситуация на железнодорожном узле у порта Южный, когда Укрзализныцю обвиняли в том, что она не справлялась с сезонным пиком грузопотоков.
Кроме того, стоимость грузоперевозок по железной дороге неуклонно растёт. Это повышает привлекательность речного транспорта. Какого грузооборота мы бы могли достигнуть на внутренних водных путях, каков наш потенциал? По оценкам экспертов, потенциал грузоперевозок 12 областей это 60 млн. тонн., с перспективой роста до 80 млн. тонн до 2030 года, то есть почти в 7 раз. На мой взгляд, такого роста не достигнешь одним лизингом, но это лишь первый шаг.
Следующим шагом было бы разумно стимулировать спрос на суда отечественной постройки. Возвращаясь к тому, что мы пока вынуждены концентрироваться на судах речного класса. Стоило бы обратить внимание на оперирующих на рынке судовладельцев. Их не так много, к сожалению, но тем не менее. На Днепре в первую очередь оперирует «Нибулон», который к тому же и судостроитель. На Дунае - «Украинское Дунайское Пароходство», находящееся в собственности государства. Заинтересовано в строительстве судов и государство. Если быть откровенным, то государству нужен, как минимум, технический, научно-исследовательский и военный флот. Военное кораблестроение играет особую роль в текущей ситуации. Не является секретом то, что экономики многих стран были вытянуты в тяжелейшие времена за счёт военных заказов, это было бы хорошим стимулом для отрасли. Кроме этого, я бы предложил уже предпринимать шаги по смещению баланса грузооборота с железной дороги в пользу речных магистралей, не дожидаясь пока это сделает рынок в результате транспортных проблем или, не дай Бог, коллапса.
- Ринок праці України: виклики та тренди 2025 року Ілля Літун 19:23
- Терези Феміди: статистика виправдувальних вироків в Україні – симптом чи вирок системі? Олександр Крайз 17:10
- Соціально відповідальний бізнес: Як допомагати суспільству та зміцнювати бренд одночасно? Юлія Спориш 15:49
- Професії зникають, навички – у тренді Юрій Баланюк 14:45
- Можливості нашого студентства: як ЛНУ створює простір для розвитку, а не лише для навчання Віталій Кухарський 13:25
- Згода другого з подружжя при відчуженні автомобіля: юридичні наслідки та ризики Арсен Маринушкін 12:29
- Тиша, ручка і результат: секрет сильних керівників Катерина Мілютенко вчора о 22:33
- Нерозподілений прибуток КІКів: як законно уникнути податку в 23% в Україні Ростислав Никітенко вчора о 10:41
- Індустріальні парки як інструмент економічного зростання регіонів та країни Дмитро Соболєв 14.04.2025 14:23
- У ДРРП відсутні дані щодо майже кожного другого житлового об’єкта: Що це означає? Ольга Оніщук 14.04.2025 13:00
- Що робити під час обшуку на підприємстві: поради адвоката для бізнесу Сергій Пагер 14.04.2025 09:39
- Нація вбивць Георгій Тука 14.04.2025 08:43
- Час переосмислювати підходи: що НБУ може взяти з робіт Олів'є Бланшара? Олексій Бахтінов 14.04.2025 00:48
- Как продлить загранпаспорт за границей без военного билета: пошаговая инструкция Віра Тарасенко 13.04.2025 20:52
- Відповідність як основа для ефективного функціонування освітніх закладів в сучасних умовах Сергій Пєтков 13.04.2025 20:13
-
Вперше в історії українка стала володаркою титулу "Міс США-2025": фото
Життя 30932
-
Алхім, Саша Бо, Юлічка Верба: чому блогери масово позбавляються губ та інших б’юті-ін’єкцій
Життя 16397
-
Позіхання може бути небезпечним сигналом дефіциту сну: експерти пояснюють чому
Життя 13048
-
Нардеп: Болгарія запропонувала переглянути вартість реакторів для ХАЕС
Бізнес 11940
-
Bloomberg: Курс рубля з початку року зріс на 38%. Це погано для російського експорту
Фінанси 10435