Заметки адвоката №45. Понять и Прочитать
Понять и Прочитать.
Вы когда-нибудь читали протоколы осмотра места происшествия, протоколы допроса и другие материалы уголовного производства без затруднений? Если да - вам сильно повезло. А вот мне и иным участникам процесса, а также судьям, такая возможность представляется очень редко. И все из-за чего? Потому что один человек (следователь), который собирал те самые материалы, когда писал их от руки совсем не думал о том, как будут их читать другие люди, и к чему может привести неправильное их понимание.
Почерк безусловно, как и отпечатки пальцев, является уникальным средством для идентификации человека, но в рамках уголовного производства эта «уникальность» (речь идет о трудночитаемом почерке), может не только значительно увеличить время ознакомления участников процесса с материалами дела, но и ухудшить положение подозреваемого. А в некоторых случаях даже привести к неправомерному приговору.
Трудности, связанные с плохим почерком, возникают практически сразу после составления того или иного документа. Например, начальник следствия, прокурор или следственный судья, которые осуществляют процессуальное руководство над следствием, захотят прочитать материалы дела. Если что-то будет не понятно, они всегда могут вызвать следователя и уточнить детали. Не факт, что его рассказ будет отражать суть зафиксированной в протоколах информации, главное другое – документы так и не будут прочитаны. Далее эти материалы попадают экспертам, которые тоже далеко не всегда уточняют не понятные для них детали и, исходя из того, что есть, дают свои заключения. А когда после окончания следствия дело, наконец, попадает в суд, и с ним ознакамливаются адвокаты - возникает масса вопросов и поводов для опровержения обвинения.
Проблема неискоренимости плохого почерка заключается еще и в том, что следователи не ходят в суд, чтобы поддержать выдвинутые ими обвинения и, соответственно, не выслушивают от судей все недостатки собранных материалов. Эта роль отведена прокурорам. Тем не менее, те прокуроры, которые готовятся к судебным заседаниям и предварительно читают материалы дела, еще на досудебном следствии требуют от следователей разборчивого написания документов. Но это явление, к сожалению, не является массовым.
Конечно, столкнувшись с таким документом, адвокат может сослаться на недопустимость доказательств. Но сложность этого процессуального действия заключается в том, что не ко всем доказательствам это применимо и нельзя признать доказательство, например, протокол осмотра места пришествия, частично недопустимым. Поэтому приходится вызывать в суд свидетелей и уточнять исходные данные. Часто оказывается, что свидетели в точности повторяют то, что говорили на следствии, но почему-то их показания были некорректно отражены в протоколах и, соответственно, неправильно истолкованы. Далее возникает необходимость вызова в суд экспертов для уточнения результатов экспертизы исходя из полученных от свидетелей показаний. В финале – либо провести повторную экспертизу, либо альтернативную, чем установить ошибку следствия, изменить квалификацию преступления или даже доказать невиновность обвиняемого.
Получается, что из-за плохого почерка, иногда тратится невероятное количество времени и усилий лишь для того, чтобы выяснить первичные данные, вместо того, чтобы рассмотреть дело по существу и установить, виновен человек или нет. А представьте, если в этот долгий период доказывания обвиняемый все время находился под стражей, государство тратило на него деньги налогоплательщиков, а он, его родные и близкие, мягко говоря, испытывали неловкость и дискомфорт. Хотя такого быть не должно.
Проблема, как таковая, решается относительно просто. Все рукописные тексты должны быть написаны печатными буквами. И учить этому необходимо с институтской скамьи, утвердив советующие методические рекомендации. Можно, конечно, и на законодательном уровне закрепить такое правило, пока не пропадет необходимость писать от руки. Другими словами, пока следователей не обеспечат планшетами, как это делается во всех развитых странах.
P.S. Данная заметка также на прямую касается составления протоколов об административных правонарушениях и других материалов административных дел, написанных от руки.
- Изменения в порядок оформления отсрочки. Постановление 1558 и 560 Віра Тарасенко 18:49
- Документи в умовах окупації: між правом та реальністю Дмитро Зенкін 17:06
- Івенти для покоління Хоумлендерів. Особливості та деякі думки Олексій Куліков 16:12
- Спецоперація проти "Глобино" Євген Магда 14:29
- Податок на посилки: думки щодо за і проти цієї ініціативи Олег Пендзин 14:20
- Нумерологія в податках. Цифра 11 Євген Власов 12:21
- Америка поза глобальною грою: філософія відступу чи стратегічна помилка? Світлана Приймак 09:00
- Думка первинна, чули? Катерина Мілютенко вчора о 23:42
- 21% українців, які хотіли б емігрувати – це катастрофа Володимир Горковенко вчора о 16:07
- Як ШІ змінює закупівлі: клієнти-машини та криза кадрів Марина Трепова вчора о 15:12
- Пеня на заборгованість по аліментах: поняття, порядок нарахування та граничний розмір Леся Дубчак вчора о 15:01
- Правила ефективного партнерства в адвокатурі Тетяна Лежух вчора о 13:33
- Перемир’я між Ізраїлем і ХАМАС: виклики та перспективи після 15 місяців конфлікту Олег Вишняков вчора о 13:25
- Як корпоративний медичний одяг змінює клініку: мій досвід Павло Астахов вчора о 09:26
- Нюанси ввезення пального в Україну через кордон для власного споживання Дмитро Зенкін 21.01.2025 15:47
-
Забудьте про молодь. Її в Україні не буде
Думка 11705
-
"Січневий яйцепад". Хто обвалив ціни на яйця
Бізнес 3279
-
США висунули Путіну ультиматум: що насправді хотів сказати Трамп
Думка 2736
-
TikTok погодиться на угоду, щоб залишитися доступним у США
Бізнес 1955
-
ВАКС закрив справу проти ексголовного архітектора Києва та гендиректора Укрбуд Девелопмент
Бізнес 1852