home-icon
Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
25.04.2018 19:42

Инновационные маркеры: тайский кофе, чилийский лосось, донецкие ветрогенераторы

Народний депутат України IX скликання

Уникальное маркетинговое предложение Донбасса: территория инновационного машиностроения и оборудования для зеленой энергетики.

Уровень инноваций каждой страны является маркером возможностей ее экономического роста. Реализованные инновации – ключ к построению успешного государства. Это – трансмиссия, переключающая ситуативные экономические тренды в режим долговременного роста.

Исследование «Глобального инновационного индекса» ежегодно формирует рейтинг лидеров. Уже несколько лет подряд его возглавляет Швейцария. В списке 2017 года за ней расположились Швеция, Голландия, США и Великобритания. Украина – на 50-й позиции, а среди европейских стран – 33-я.

Image result for инновации

«Глобальный инвестиционный индекс» определяет геополитический клуб наиболее успешных экономик мира, в том числе, с точки зрения уровня жизни и достигнутых социальных стандартов. Из первых 25 стран лишь одна – Китай – не принадлежит к государствам с высоким уровнем доходов.

При этом 15 из 25 первых мест занимают европейские страны. Их роль – определяющая в области человеческого капитала, уровня образования, научных исследований, инфраструктуры, бизнес-развития. Европейцы лидируют в доле вовлеченности высококвалифицированных специалистов в общую системы занятости, уровне кооперации университетских и отраслевых исследований, количестве поданных патентных заявок. Это все – индикаторы экономического роста через инновации.

Между Украиной и мировыми инновационными лидерами сегодня пролегает непаханое поле. Инновационной деятельностью в Украине занимается менее пятой части промышленности. Этот показатель в разы ниже уровня развитых и многих развивающихся государств.

Ключевые маркеры инновационной инфраструктуры – наличие в стране классных университетов, инвестиции предпринимательского сектора в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), качество IT-индустрии. Для примера, пять из ТОП-10 мировых университетов – из США, четыре – Великобритании и один – Швейцарии. Харьковский же национальный университет имени В.Каразина, имеющий высшую позицию среди украинских заведений, – лишь 382-й.

Чтобы поднять эту целину, нам нужно определить сильные и слабые стороны своих инновационных возможностей. Анализ мирового опыта инновационного развития подсказывает ключевые закономерности процесса. Во-первых, важно понимание того, что развитие высокотехнологичной промышленности – ключевой драйвер национального экономического роста. Во-вторых, инновационная динамика – гораздо ощутимее, если ее стимулирует государство. Речь идет о механизмах прямого инвестирования, налоговых льготах, грантах и дотациях, целевых госзакупках. В-третьих, важно достичь взаимодействия в условном инновационном кластере: промышленности, науке и образовании.

Важно сбалансировать социальные потребности государства, направленные на увеличение занятости, с внедрением технологических инноваций, которые приводят к повышению уровня автоматизации на производстве. Мотивация к развитию производства должна начинаться на законодательном уровне. Поскольку наши инвестиции в НИОКР – в разы ниже, чем у зарубежных конкурентов.

Инновационное поле Донбасса – еще более заброшенное, чем общеукраинское. При этом его «возделывание» – вызов, способный дать стране новые возможности. Кризис усиливает экономическое тяготение бизнеса к новым секторам и отраслям. Если это тяготение активировать, то сможем структурно перестроить региональную экономику.

Государственной инновационной политикой нужно мотивировать модернизацию рентабельных производств в отраслях, традиционных для Донбасса, – ТЭК, металлургии, химпроме, машиностроении. Они должны стать конкурентными на национальном и глобальном уровнях. Стратегическая задача промышленных кластеров – изготовление конкурентоспособной на внутреннем, европейских и международных рынках продукции высокой степени переработки.

Нужно параллельно прививать в регионе и новые бизнес-модели. Речь идет о сфере услуг, ІТ-индустрии, высокотехнологичных производствах. Важно охватывать различные сектора экономики, привлекая инвестиции в смежные отрасли и решая социальные задачи. Такие, как внедрение на локальном уровне современных технологий, продвижение программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров, актуализация языковых курсов, инвестиции в инфраструктуру.

Принципиальная задача – развитие отраслей, которые удовлетворяют потребности местного населения. Речь идет об АПК, пищевой и перерабатывающей промышленности, сфере услуг. Со временем эти направления станут основой формирования местных и регионального бюджетов, наращивания внутреннего производства и экспорта. И все это сократит структурные диспропорции в промышленности Донбасса.

Необходимо сформировать конкурентные преимущества предприятий региона на внутреннем и мировом рынках. И таким образом определить ниши, где можем рассчитывать на усиление своих позиций. Нужно исключить в деловом позиционировании Донбасса формат сырьевого донора. Важно получить статус полноценного партнера, способного производить и экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Для обеспечения конкурентных преимуществ Донбасса необходимо усиливать инновационную инфраструктуру. В первую очередь – сети научных, технологических и индустриальных парков. Они способны обеспечить синергию учебных и научных заведений с предприятиями для капитализации инноваций и привлечения инвестиций в наукоемкие направления. Важно стимулировать интеграцию технологий машиностроения с фундаментальной и прикладной наукой. В этом контексте является перспективным проект создания сети индустриальных парков на базе Константиновского завода стеклоизделий, «Азовмаша», мариупольского «Судноремонтного завода», ГП «Шахта «Новая» (г.Торецк).

Мировые инновационные трансформации предусматривают государственное финансирование, стимулирующее предприятия к развитию. Так в свое время продвинулись Южная Корея, Тайвань, Вьетнам, Таиланд... Эти государства вовремя поддержали частную инициативу и на выходе получили конкурентный продукт, занятость и решение социальных проблем. Так родились феномены IT-сферы в Эстонии, производства кофе в Таиланде, футбольных мячей – в Пакистане, лососевых ферм – в Чили…

В Украине господдержка уместна на уровне информационно-консультативной помощи, защите прав экспортеров, содействии в зарубежных тендерах… Важно сформировать уникальное маркетинговое предложение Донбасса, подкрепив его необходимыми расчетами и ресурсами. К примеру, территории инновационного машиностроения и оборудования для зеленой энергетики. Это позволит региону стать активным игроком на внутреннем и внешнем рынках.

Инвесторы и кредиторы не станут вкладывать деньги в устаревшие заводы и шахты. Это дорого и бессмысленно. Но их могут заинтересовать проекты модернизации существующих перспективных производств и создания новых инновационных предприятий. Речь идет о производстве стройматериалов, современных механизмов и энергетического оборудования, создании сетей сервисных услуг...

После окончания боевых действий Донбасс станет колоссальным по европейским меркам рынком сбыта товаров и услуг. В том числе с учетом программ международного финансирования. На уровне Донецкой ОГА пакет инвестиционных предложений оценивают в $5 млрд.

Кто вложится раньше, получит больше шансов стать активным игроком. Инвестирование международных партнеров, в том числе ЕС, позволит нам говорить о создании на контролируемых Украиной территориях производств в интересах европейского рынка. Таким образом, привлечем иностранные инвестиции, создадим рабочие места, включая высококвалифицированные, внедрим на локальный уровень новые бизнес-стандарты, ускорим технологическую модернизацию.

Отмечу важные примеры внедрения промышленных инноваций в Донецкой области. В 2016-м на меткомбинате им. Ильича начали поставки в США новой продукции – холоднокатаного рулонного проката. На «Азовстали» освоили производство толстолистового проката из конструкционной стали, которая раньше в Украине не выпускалась.

Одна из краматорских компаний («Фурлендер Виндтехнолоджи») в 2018-м изготовит 17 инновационных установок для ветряных электростанций. Это единственный в Украине их производитель. В производственном цикле задействованы ключевые предприятия Краматорска – «Энергомашспецсталь», Краматорский завод тяжелого станкостроения, НКМЗ. Более половины комплектующих в готовом изделии – украинского производства.

Эти примеры можно рассматривать как исключения из правил. Но в то же время их можно считать индикаторами инновационного развития Донбасса и всей страны.

 

 

 

Відправити:
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи