Выбираем психолога. О чем важно знать?
Человек, принимающий решение впервые посетить терапевта, оказывается на неизведанной для себя территории, где ему предстоит сделать важный выбор.
Мы не можем с первого взгляда узнать, какой перед нами специалист. Не важно, это психолог, инженер или бухгалтер. Объективно оценить представителя профессии можно только по результатам работы. Но для профессиональных психологов существует ряд правил и принципов. Зная их, вы не ошибетесь и попадете к хорошему специалисту.
Начнем с самого простого, но совершенно необходимого.
Прежде всего, поинтересуйтесь образованием и профессиональной подготовкой специалиста. У практикующего психотерапевта должно быть высшее образование в сфере психологии. Хорошим бонусом к нему станет программа какой-то из школ психотерапии (например, гештальт, КПТ, психоанализ). Еще один важный признак профессиональной подготовки — членство специалиста в профессиональных организациях.
Профессиональное сообщество психологов строит свою работу на основании этического кодекса. Это список четких правил и норм, понятных как терапевту, так и его клиенту. Именно кодекс определяет те безопасные рамки отношений, в которых происходит работа терапевта и клиента.
Внутри этих рамок каждый профессиональный терапевт руководствуется общепринятыми принципами.
Безопасность
Терапевт обеспечивает безопасность, конфиденциальность, приватность во время сессий, и организовывает удобное пространство для работы. При построении терапевтического эксперимента терапевт выбирает методы, неразрушающие клиента. Терапевт заботится о том, чтобы по окончании сеанса клиент был в состоянии адекватно воспринимать реальность. Терапевт не использует клиента в личных интересах и целях! Например, не просит клиента помочь с полезными знакомствами.
Профессиональные отношения
Терапевт несет ответственность за поддержание профессиональных границ, стремится избегать отношений с клиентом вне терапевтических сессий (дружеских, сексуальных, профессиональных), не привносит в терапевтические сессии тематики, касающиеся его личной жизни.
Компетентность
Психотерапевт определяет задачи консультации исходя из своих знаний, умений и навыков. В случае, если терапия выходит за рамки его профессиональных знаний, он обращается за помощью и сотрудничеством к соответствующим специалистам или супервизору. «Передать» своего клиента коллеге с большим опытом работы с той или иной проблемой – это хороший показатель. Он говорит не об отсутствии компетентности, а о четком понимании своих сильных и слабых сторон.
Контракт
Устный или письменный, он четко регламентирует предмет, процесс и все условия работы терапевта и клиента. Иногда в нем даже прописывается точное количество сессий. Перед началом терапии вы обсуждаете, что должно стать результатом консультирования. Важно понимать, что обязательства лягут на обе стороны, как в любом контракте. От клиента зачастую требуется выполнение «домашних заданий» или четкое следование структуре сессии. Так что, контракт - это фактор защиты и для клиента, и для самого терапевта.
Теперь поговорим о более тонких материях.
Сверяйтесь со своими внутренними ощущениями: при всех оговорках и нюансах, в процессе терапии вы всегда должны чувствовать себя лучше, чем до нее!
И напоследок. Если вы самостоятельно выбираете психолога или терапевтическую группу – все же потратьте немного времени и сами ознакомьтесь с этическим кодексом. Например, у нас, гештальт-терапевтов, это Кодекс профессиональной этики ВОПП ГП (Всеукраинское общество психологов, практикующих гештальт-подход «УКРАИНСКИЙ ГЕШТАЛЬТ ИНСТИТУТ»).
- Лідерство розгортання: коли стратегія виходить за межі кабінету Жанна Кудрицька вчора о 19:06
- Як навчитися ухвалювати рішення на перемовинах? Розглядаємо на прикладі покеру Владислав Пʼявка вчора о 14:57
- Встигнути до штормів: чи готові інвестори до українських податкових гірок? Сергій Дзіс вчора о 10:40
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека Ігор Шевцов вчора о 08:54
- "Справедливість" судді Канигіної Лариса Гольник 12.05.2025 18:43
- Нові правила для енергонакопичувачів: як зміняться контракти через кіберризики з 2025 Ростислав Никітенко 12.05.2025 15:01
- Як довести вину стоматолога у суді: практика відшкодування шкоди за неякісне лікування Артур Кір’яков 12.05.2025 13:59
- Форензик як інструмент захисту, діагностики та зростання бізнесу в умовах ризиків Артем Ковбель 12.05.2025 03:29
- Вбивчі цифри: як звички й випадки скорочують життя Христина Кухарук 11.05.2025 13:54
- Відповідальна особа з питань захисту персональних даних: новий гравець у структурі бізнесу Анастасія Полтавцева 10.05.2025 14:43
- Як зруйнувати країну Андрій Павловський 10.05.2025 14:34
- Інтелектуальна власність як актив бізнесу Сергій Пагер 10.05.2025 14:21
- Стейкхолдери – основний локомотив сучасної якісної освіти Сергій Пєтков 09.05.2025 10:49
- "Спорт внє палітікі?". Як би ж то! Країна-агресор хоче повернутися у міжнародний спорт Володимир Горковенко 09.05.2025 10:10
- Землі заказника "Лівобережний" у Дніпрі: історія зміни статусу та забудови Павло Васильєв 08.05.2025 22:23
- Як зруйнувати країну 368
- Вбивчі цифри: як звички й випадки скорочують життя 213
- Безбар’єрність у лікарнях: чому доступ до медичних послуг виходить за межі пандусів 155
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека 130
- Кабальні "угоди Яресько" блокують економічне відновлення України 118
-
Угорщина готується до війни? Що стоїть за "шпигунами Орбана" на Закарпатті
38188
-
Експерти з психіатрії назвали п’ять речей, які ніколи не роблять щасливі пари в стосунках
Життя 12716
-
"ЗСУ знищили російську армію. Путін будував її 10 років", – генерал армії США Дуґлас Лют
11988
-
Підготовка піхотинців: державна некомпетентність і приватна ініціатива
Думка 11949
-
На стамбульській розтяжці – як Путін нарешті змушений зіткнутися з реальністю
Думка 11509