Мой рецепт для АвтоКрАЗа: а есть ли проблема на самом деле?
В последние дни в СМИ активно обсуждается ситуация вокруг исчезновения хранителя акций ОАО “ХК “АвтоКрАЗ”. Изучив доступную в Интернет источниках информацию, не могу не поделиться своими собственными наблюдениями, которые для данной ситуации имеют, по мое
В последние дни в СМИ активно обсуждается ситуация вокруг исчезновения хранителя акций ОАО “ХК “АвтоКрАЗ”. Изучив доступную в Интернет источниках информацию, не могу не поделиться своими собственными наблюдениями, которые для данной ситуации имеют, по моему мнению, решающую роль. Так как проблемы-то, по сути, и нет.
Итак, по информации СМИ исчезновение хранителя акций АвтоКрАЗА привело к тому, что оборот ценных бумаг этого эмитента, проводившего процесс дематериализации акций, стал невозможен на неопределенное время. При этом прекращение оборота было связанно с тем, что хранителям ценных бумаг разрешается проводить операции с дематериализованными акциями только после получения от депозитария уведомления о завершении дематериализации. Эта норма предусмотрена п. 4.7. Положения о порядке переведения выпуска именных акций документарной формы существования в бездокументарную форму существования (дальше – Положение), утвержденного Решением ГКЦБФР № 98 от 30.06.2000 г. (в редакции Решения ГКЦБФР №1757 от 23.11.2010 года вступившей в силу 31.12.2010 год (дальше – Изменения)).
В свою очередь, депозитарий направляет такое уведомление хранителям только после получения сообщения о том, что они в своих системах депозитарного учета исполнили предыдущее распоряжение депозитария о проведении дематериализации акций. Такое сообщение должны направить все хранители и депозитарии-корреспонденты, зарегистрированные в реестре собственников на дату прекращения ведения реестра, а также хранители, которые ведут учет обездвиженных бумаг выпуска, который дематериализуется.
В случае, который живо обсуждается в Интернете, один из хранителей эмитента, выпуск которого дематериализуется, вот уже пол года не присылает депозитарию сообщения о проведении им дематериализации акций, и вообще связь с этим хранителем прервалась. Соответственно, оборот ценных бумаг невозможен, а дальнейшая судьба эмитента в опасности. Такие выводы могут показаться логичными для людей не очень глубоко знающих процедуру дематериализации акций. Однако давайте разберемся в этом подробнее.
Эмитент, о котором идет речь, принимал решение о дематериализации еще в начале декабря 2010 года. Об этом свидетельствуют данные протокола №20, размещенного на сайте АвтоКрАЗа. На тот момент действовало Положение в редакции Решения ГКЦБФР № 955 от 14.11.2008 года.
Согласно Разъяснению ГКЦБФР № 4 от 31.03.2011 года на проведение процедуры дематериализации, решение о которой было принято до вступления в силу Изменений, распространяются нормы, действующие на момент принятия решения о ней.
Теперь давайте разберемся – что же такое дематериализация и когда она заканчивается?
В соответствии с п. 1.4. Положения (во всех его редакциях, которые мы рассматриваем) дематериализация – это комплекс действий по переведению выпуска акций в бездокументарную форму. Само понятие «завершение дематериализации» было введено Изменениями. До Изменений Положение не содержало таких норм. То есть, во время принятия эмитентом решения о дематериализации не существовало понятия «завершение дематериализации». В тот период, вместо термина «завершение дематериализации» принципиальным считался момент, когда акции будут обслуживаться в бездокументарной форме.
Так с какого же момента ценные бумаги начинают обслуживаться в бездокументрной системе учета?
На этот вопрос нам дает ответ Разъяснение ГКЦБФР №11 от 20.10.2010 года. Согласно документу, выпуск, все акции которого существуют исключительно в бездокументарной форме по результатам принятого эмитентом решения о дематериализации, считается таковым после депонирования в избранном эмитентом депозитарии глобального сертификата, который будет подтверждением права на осуществление операций с акциями этого выпуска в Национальной депозитарной системе Украины.
Таким образом, поскольку на момент принятия решения эмитентом о дематериализации не существовало понятия «завершение дематериализации», то независимо от появления такого определения в последствии, акции такого эмитента могут оборачиваться в бездокументарной форме после депонирования таким эмитентом глобального сертификата в избранном им депозитарии. При этом никому никакого уведомления о завершении дематериализации ждать не нужно.
Учитывая вышеизложенные факты, такой вывод напрашивается сам собой. И мне сложно поверить, что никто из людей консультирующих участников процесса дематериализации подобные вещи может не знать.
Скорее, стоит говорить о том, что в ситуации с АвтоКрАЗом вопрос перешел из плоскости юридической в плоскость борьбы бизнес интересов. Поэтому, подобные голословные с позиции права заявления направлены на то, чтобы оборот акций бездокументарной формы существования эмитента, о котором идет речь, так и не начался.
P.S. Упреждая вопрос о том, что такое Разъяснение ГКЦБФР и почему на нем можно строить позицию, приведу следующее.
Согласно п. 23 ч. 2 ст. 7 Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» к компетенции ГКЦБФР относится разъяснения порядка применения действующего законодательства о ценных бумагах и акционерных обществах. Поскольку ни один нормативный акт не содержит аналогичных прав для других органов, Комиссия – единственный орган, который уполномочен объяснять, как нужно применять законодательство о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах.
При этом в данной ситуации Разъяснения ГКЦБФР излагают единственно правильный подход к применению законодательства о рынке ценных бумаг и акционерных обществах. Все остальные точки зрения имеют право на жизнь только на теоретическом уровне, а применять законодательство о рынке ценных бумаг и акционерных обществах нужно в соответствии с Разъяснениями Комиссии.
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак вчора о 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич вчора о 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко вчора о 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська 18.05.2025 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
- Бізнес у пастці кримінального процесу: хто вимкне світло? Богдан Глядик 15.05.2025 18:26
- Коли лікарі виходять на подіум – більше, ніж показ мод Павло Астахов 15.05.2025 15:21
- Пільгові перевезення автотранспортом: соціальне зобов’язання чи фінансовий тягар Альона Векліч 15.05.2025 13:52
- ПДФО на Мальті та в Україні... Хто платить більше? Олена Жукова 15.05.2025 13:49
- Изменения в оформлении отсрочки по уходу: новые требования к акту и справке Віра Тарасенко 15.05.2025 12:23
- Як втримати бізнес на плаву: ключові фінансові помилки та способи їх уникнути Любомир Паладійчук 15.05.2025 10:27
- 5 управлінських викликів для державних підприємств під час війни 238
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека 185
- Пристань для Ocean-у 145
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення 137
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ 135
-
Чим загрожує Україні Сіміон та які шанси Дана – п'ять фактів про вибори президента в Румунії
9904
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 6292
-
Бізнес-тиждень: Ринки слухають перемовини, Нафтогаз шукає газ, Євросоюз повертає мита
Бізнес 5040
-
Міжнародні вимоги до адаптації робочих місць для людей з інвалідністю. Як нам досягти інклюзивності?
Життя
3804 -
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
2974