Как государство препятствует экомодернизации предприятий
Чтобы достичь экономического роста и чистой окружающей среды, государству и бизнесу пора начать сотрудничать
Промышленные предприятия в процессе работы неизбежно создают нагрузку на окружающую среду. Украинское государство видит один способ регулировать эту нагрузку – повышать ставки экологического налога. С одной стороны, вроде бы логично. Ведь повышение расходов на оплату экологического налога заставляет предприятия задумываться о проведении экологической модернизации, чтобы в будущем минимизировать уплату эконалога.
Но, с другой стороны, для реализации природоохранных мероприятий компаниям необходимы финансовые ресурсы, доступ к которым в Украине сильно ограничен. Повышая ставки экологического налога, государство уменьшает свободные средства предприятий, которые могли бы использоваться для финансирования экологических проектов. Получается парадокс: хотели простимулировать предприятия проводить экомодернизацию, а по факту препятствуем ей.
В 2018 году в сводный бюджет поступило 4,9 млрд грн от уплаты экологического налога. За этот же период капитальные инвестиции сектора государственного управления и обороны в природоохранные мероприятия составили лишь 625 млн грн. Выходит, государство направляет на охрану окружающей природной среды гораздо меньшие суммы, чем собрано эконалога.
Есть все основания полагать, что частные предприятия могли бы гораздо эффективнее использовать перечисленные в бюджет средства, реализовав больше проектов. Если бы, конечно, эти средства оставались в распоряжении предприятий.
В Украине предприятия и так инвестируют в охрану окружающей среды больше, чем государство: 9,4 млрд грн против 625 млн грн в 2018 году, по данным Госстата. Безусловно, у государства много других функций и задач. В таком случае логично создавать условия, которые позволяли бы предприятиям самим наращивать объемы инвестиций в природоохранные проекты.
Посмотрим, как решает проблему привлечения экологических инвестиций Евросоюз. Нашумевший проект European Green Deal рассчитывает привлечь в течение 2021-2030 гг. минимум €1 трлн инвестиций, из которых 64% – различные инструменты государственной поддержки. В их числе – средства бюджета ЕС, средства национальных структурных фондов, средства фондов Европейской системы торговли квотами.
В Украине нет такой, как в Евросоюзе, системы институций для финансирования экологических проектов. Да и финансовые возможности украинского государства ограничены. Что можно сделать в текущих условиях? Обратить внимание на экологический налог, который уже аккумулируется в государственном и местных бюджетах. Сейчас эффективность использования поступлений эконалога, мягко говоря, подвергается сомнению как предприятиями, так и экспертами.
Есть предложение Европейской Бизнес Ассоциации разрешить предприятиям использовать до 70% начисленного эконалога для финансирования экологических проектов. Как это может выглядеть на практике?
Например, по результатам года крупное металлургическое предприятие начислило $5,7 млн экологического налога к уплате. Оно может уменьшить эту сумму на 70%, перечислив в сводный бюджет $1,7 млн. Оставшиеся $4 млн могут выступить частичной компенсацией экологического проекта на $20 млн (такие проекты реализуются в металлургии, например для минимизации выбросов СО2). Благодаря такой компенсации предприятие получит возможность осуществлять больше природоохранных проектов, снижая нагрузку на окружающую среду. Таким образом действительно стимулируется экологическая модернизация и достигаются цели устойчивого развития.
У промышленных предприятий и государства есть общие задачи в экологической сфере. Государство заинтересовано в снижении техногенной нагрузки на окружающую среду. Предприятия, являясь ответственным бизнесом, также стремятся к сокращению загрязнения. Учитывая совпадение интересов, государству и предприятиям целесообразно сотрудничать, чтобы вместе и быстрее достичь желаемых результатов: экономического роста и чистой окружающей среды.
- Офіс повертається Алеся Карнаухова 10:21
- "Давайте вже після Паски": як працює самосаботаж Людмила Євсєєнко 10:00
- Російська федерація приречена на крах Сергій Пєтков вчора о 19:28
- Євроінтеграція та реальність: діяти негайно Юрій Щуклін вчора о 14:20
- Як підтримати переселенців і зберегти людський ресурс України Нісар Ахмад вчора о 13:33
- Ключові інструменти, які допоможуть виграти найскладніші перемовини: поради підприємцям Владислав Пʼявка вчора о 10:46
- Харасмент у школах: чому мовчати небезпечно і як створити безпечне середовище для дітей Олександра Нікітіна вчора о 10:40
- З чого почати масштабування і систематизацію бізнесу Олександр Висоцький вчора о 10:29
- Як зменшити пори на обличчі? Вікторія Жоль вчора о 10:21
- Чи варто боятися фінмоніторингу? Сергій Пагер вчора о 08:40
- Що означає бути громадянином? Дмитро Зенкін 27.04.2025 09:44
- Дві нові "гарячі точки" в Азійському регіоні Георгій Тука 27.04.2025 07:54
- Європейський вибір України: Як суспільство звільняється від пострадянського минулого Штефан Сабау 26.04.2025 23:00
- Дзеркальні кроки – основа переговорного процесу Сергій Пєтков 26.04.2025 07:28
- Післяплата через Нову пошту та NovaPay: чи потрібен фіскальний чек? Арсен Маринушкін 26.04.2025 00:43
- ТЦК проти позову: розбираю відзив на позов, коментую, відповіді 493
- Як підтримати переселенців і зберегти людський ресурс України 167
- Захист дітей від насильства: як працює модель Барнахус в Україні та Польщі 133
- За фасадом новобудови: як виявити ризики перед купівлею 101
- 100 днів, які не повернули мир в Україну 94
-
Чому тепер Зеленський має козирі у переговорах, а у Трампа карти такі собі
Думка 23703
-
Парад перемоги над здоровим глуздом – Путін оголосить про "звільнення" Курщини 9 травня
Думка 14740
-
Запорізька кондитерська фабрика збанкрутувала
Бізнес 13529
-
Мирного рішення не буде: умовляння не працюють, а застосовувати силу Захід не бажає
Думка 8135
-
Десять найбільших армій у 2025 році за витратами на армію — хто потрапив до рейтингу
Інфографіка 7896