Что не так с семейной медициной в Украине?
Терапевт и семейный доктор – разные люди. Кто такой настоящий семейный доктор, и почему он нужен каждому?
Почему Украина так сильно страдает от COVID-19? Одна из причин — глубочайший кризис управления персональным и общественным здоровьем.
Я убежден, здоровье как комплексное благополучие тела-разума-духа-социальных связей и окружающей среды, является первичным источником благополучия во всех сферах жизни, в том числе экономической и политической.
Показатели здоровья украинцев, продолжительности жизни и экономического благополучия — одни из худших в Европе.
Что же делать? Брать ответственность за свое здоровье на себя и искать надежного постоянного партнера в управлении своим здоровьем как проектом для достижения большей продуктивности во всех сферах жизни. Таким партнером может стать настоящий семейный доктор. Увы, подписанная декларация еще не означает, что вы его нашли. Зачастую, это лишь формальность, но не решение по-настоящему системных вопросов.
Итак, семейная медицина — это всемирно признанная и эффективно работающая во всех цивилизованных странах модель оказания первичной медицинской помощи. Не путать с экстренной, которую героически на передовой сейчас оказывают врачи скорой помощи, спасая жизни.
Первичная же медицинская помощь, согласно определению ВОЗ, — это комплекс мероприятий по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Также важно различать первичную медицинскую помощь от специализированной, которую оказывают профильные специалисты в болезнях соответствующих систем организма, протоколах их диагностики и лечения заболеваний. Терапевт, к примеру, — специалист в области заболеваний внутренних органов, офтальмолог — в области заболеваний зрительного аппарата, невропатолог — в области заболеваний нервной системы и т д.
После пролетарской революции 1917 уничтожили не только священников как класс, но и семейных докторов (земских врачей). Знаменитые писатели-доктора Антон Чехов и Михаил Булгаков были именно семейными (земскими) докторами — не терапевтами, неврологами или кардиологами.
В советской системе Семашко не нашлось места семейному доктору. Но, поскольку здравоохранение не может работать без доктора, который собирает у себя данные о пациенте от других специалистов, такая роль была возложена на терапевта.
Для того, чтобы лучше понять правильную природу семейной медицины, можно обратиться к текущему опыту США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии, Польши, Австралии, Сингапура. Во всех этих странах первичная медицинская помощь оказывается семейными докторами.
Семейный доктор — это единственный специалист, работа которого подразумевает непрерывное ведение человека вне зависимости от состояния здоровья, пола и возраста.
Что представляет собой семейная медицина в Украине?
Большинство докторов, имеющих сертификат со специализацией «семейная медицина», по сути, все еще являются терапевтами. Изменилось немногое:
1. Формальное название.
2. Нагрузка на докторов.
3. Количество диагнозов и соответственно обращений, с которыми вынужден работать доктор.
4. Количество заполняемой документации.
5. Модель оплаты (декларации). Очень важное и правильное изменение, которое, к сожалению, не дает результата ни по улучшению здоровья людей, ни по повышению качества работы семейных докторов.
Что не изменилось?
1. Обучение докторов.
2. Материально-техническое и информационное обеспечение.
3. ГЛАВНОЕ — не изменилась модель работы.
Именно в модели работы кроется принципиальная разница между терапевтом и семейным доктором. Реформа, связанная с подписанием деклараций и прикреплением людей к своему семейному доктору путем свободного выбора, а не прописки, считаю важнейшим шагом. Но без последующих необходимых действий сама идея деклараций начинает компроментироваться. Ведь деньги, которые ходят за пациентом, доктор получает больше не в результате улучшения качества своей работы (улучшение параметров здоровья своих пациентов), а по факту подписания большего количества деклараций. Но вчерашние терапевты не превратились в семейных докторов, ведь, по сути, не изменилась модель работы.
Суть работы сегодняшнего семейного доктора, работающего в государственных медучреждениях, как и ранее, сводится к обследованию, постановке диагнозов и назначению сугубо протокольного лечения, которое дает временный эффект в случае наиболее распространённых сегодня обменных дегенеративных заболеваний, таких как гипертония, диабет 2-го типа, заболевания ЖКТ, аутоиммунные заболевания и т. д.
Отсюда вытекает один из дремучих стереотипов о семейных докторах: это человек-оркестр, который должен заменить собой всех специалистов. Но это не так. Семейный доктор — это в первую очередь, человек, и он не может «объять необъятное», стать специалистом в диагностике и лечении всех заболеваний. Но что точно может и должен делать настоящий семейный доктор — помогать человеку непрерывно управлять своим здоровьем как проектом.
Главный инструмент практической реализации профилактической функции семейного доктора – проведение регулярных профилактических медицинских обследований своим прикрепленным пациентам с последующей разработкой персональных оздоровительных программ. Немаловажна и помощь в реализации оздоровительных программ: доктор выступает также в роли коуча и надежного партнера пациента во всех вопросах, связанных со здоровьем.
Люди старшего поколения помнят слово «диспансеризация». В рамках диспансеризации реализовывалась вторичная профилактика осложнений и обострений хронических заболеваний. Что мешает в 21 веке не только делать профилактику обострений, но предупреждать их появление, продлевая тем самым активную и продуктивную жизнь?
- Бізнес з країнами Близького Сходу: що потрібно знати про гроші, темп і традиції Любомир Паладійчук вчора о 21:38
- Фінансова свобода: що ми насправді вкладаємо у це поняття? Олександр Скнар вчора о 14:34
- Нова ера на енергетичних ринках: кінець диктатури цін Ксенія Оринчак 08.07.2025 16:49
- Український бізнес на Близькому Сході: культура, право і підводні камені Олена Широкова 08.07.2025 16:12
- Замість реформи – репертуар. Замість дій – кастинг на премʼєра Дана Ярова 08.07.2025 15:54
- Преюдиційне значення рішення МКАС при ТПП України для інших спорів: правовий аналіз Валентина Слободинска 08.07.2025 14:47
- Чому бізнес-коучинг стає все більш затребуваним? Олександр Скнар 08.07.2025 14:27
- Негаторний чи віндикаційний позов: який спосіб захисту обрати у земельному спорі? Андрій Лотиш 08.07.2025 14:03
- З житлом і роботою: як змінюється філософія проєкту "Прихисток" Галина Янченко 08.07.2025 13:59
- 5 найтиповіших помилок при впровадженні електронного документообігу Олександр Вернигора 08.07.2025 12:47
- Енергоринок України 2025, коли прийдуть європейські трейдери Ростислав Никітенко 07.07.2025 21:07
- 2025-й: нові провали без нових прізвищ Дана Ярова 07.07.2025 18:49
- Справи про міжнародне викрадення дітей в світлі практики Верховного Суду Леся Дубчак 07.07.2025 18:09
- Мідь – новий барометр глобальних трансформацій Ксенія Оринчак 07.07.2025 15:29
- Договір про рекламні послуги: наслідки порушень у судовій практиці Сергій Барбашин 07.07.2025 11:19
- Готують підвищення тарифів для населення 709
- Військово-економічна пастка: чому зламався бум РФ 145
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? 130
- Медіація у бізнесі: чи готові українські компанії до альтернативних рішень? 96
- Кримінальна відповідальність за злісне ухилення від сплати аліментів на утримання дитини 90
-
Україна з нуля збудувала винятковий ВПК, але він працює лише на 60% – фон дер Ляєн
Бізнес 7928
-
"Він просто зник": усе, що потрібно знати про гостинг – пояснює психологиня Ірина Шеньє
Життя 6878
-
Кава може на 20-30% знизити ризик діабету другого типу – дослідження
Життя 6577
-
"Сонне розлучення" – вихід для пар, щоб покращити якість нічного відпочинку та сексуального життя
Життя 5031
-
Uklon готовий виконати закон про стягнення податку з доходів водіїв
Бізнес 4513