Карающий меч должен быть в честных руках!
Самый серьезный удар по терроризму – справедливая судебная система.
Самый серьезный удар по терроризму – справедливая судебная система.
В Украине демократия в опасности. По крайней мере, во вторник, 7 октября, такие опасения были озвучены в сессионном зале парламента. В связи с чем так жестко? Оказывается, формально основания есть: депутаты проголосовали за возможность в украинской судебной практике разбирательства в отсутствие обвиняемого. Естественно, сразу возникли нехорошие ассоциации с «тройками» середины прошлого века в СССР. С другой стороны, появляется реальная возможность конфисковать в пользу государства имущество клана Януковичей. Однако на самом деле проблема заключается совершенно в ином. Нет, «тройки» нам уж точно не грозят. А вот неосторожное обращение с такими механизмами, как «люстрация» и «судебное производство» могут привести к неожиданным последствиям.
Итак, на внеочередном пленарном заседании во вторник, 7 октября, Верховная Рада с четвертой попытки приняла поправки в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы о неотвратимости наказания за отдельные преступления против основ национальной безопасности, общественной безопасности и коррупционные преступления. Документ, внесенный премьер-министром, помимо введения конфискации имущества как наказания за ряд преступлений, предусматривает еще и заочное следствие и заочное судебное разбирательство в случаях, когда вручить повестку (уведомление) или установить местонахождение обвиняемого (подозреваемого) невозможно. При этом должны быть доказательства, что подозреваемый умышленно уклоняется от вручения повестки. Вроде бы все выписано четко и не оставляет пространства для толкований. В теории.
А на практике? Реалии украинской системы судопроизводства таковы, что эти нормы могут быть использованы превратно. Например, уведомление о подозрении. Человек может ни сном ни духом не знать о том, что его в чем-то подозревают. Отбыл отдыхать, к примеру. Или его сбила машина и он, потеряв память, мучительно приходит в себя после ДТП в одной из безвестных больниц. Между тем, идет досудебное следствие, которое может вылиться и в судебное разбирательство, с вынесением приговора. Бедолага только выкарабкался из неприятностей, а тут ему и конфискация имущества, и срок. Безусловно, решение суда в таком случае будет оспорено, но…легко ли это сделать, опять-таки, в наших реалиях? Этот простой пример иллюстрирует то, что с карающими мерами следует обращаться крайне осторожно.
Да, целиком и полностью разделяю мотивы, исходя из которых, был создан этот нормативный акт. Безусловно, борьба с терроризмом, с государственной изменой должна вестись жестко, иначе мы всерьез рискуем потерять страну. И состав преступлений, которых касаются поправки, определен достаточно четко.
Но, откровенно говоря, позволит ли это эффективно одолеть терроризм? Скорее всего, нет. Всегда есть вероятность срабатывания «человеческого фактора». Это может быть судья, по тем или иным причинам лояльный к террористам. Все приговоры не перепроверишь. Если украинские судьи, в отдельных случаях, демонстрируют такие чудеса процессуальной эквилибристики, что удивляют даже видавших виды правоведов, что говорить о судебных разбирательствах в делах о терроризме и измене, где «аргументы» со стороны обвиняемых могут быть очень и очень весомыми. А если взять преступления в сфере коррупции? Коррупционеры, несомненно, попробуют «убедить» судей, с помощью тех же «коррупционных» деяний. Судьи, конечно, устоят. Но на все ли 100%? Не уверен. Таким образом, нужные поправки могут не сработать или сработать не так, как хотелось бы, пока у нас будет судебная система со всеми «родимыми пятнами» и не изжитыми недостатками.
По моему глубокому убеждению, начинать надо с того, о чем говорит президент Украины, - с судебной реформы. Чтобы судебная власть, став реально независимой, в то же время была бы прозрачной, контролируемой обществом. Чтобы у нас было не верховенство конкретного судьи, а верховенство права. Когда такая система будет отлажена и заработает, вышеупомянутые поправки в уголовное производство выйдут на максимальную эффективность.
- Рішенням суду з працівника (водія) стягнуто упущену вигоду Артур Кір’яков вчора о 18:25
- Чому корпоративний стиль – це більше, ніж просто форма Павло Астахов вчора о 12:09
- От трансфера технологий к инновационному инжинирингу Вільям Задорський 18.04.2025 21:33
- Начинается фаза глобального разгона инфляции и масштабных валютных войн Володимир Стус 18.04.2025 18:53
- Омріяна Перемога: яким українці бачать закінчення війни? Дмитро Пульмановський 18.04.2025 18:12
- Баланс між обставинами злочину та розміром застави Богдан Глядик 18.04.2025 17:09
- Люди в центрі змін: як Франковий університет створює сучасне академічне середовище Віталій Кухарський 18.04.2025 16:32
- Інноваційні виклики та турбулентність операційної моделі "Укрзалізниці" в агрологістиці Юрій Щуклін 18.04.2025 14:16
- Тіньова пластична хірургія в Україні: чому це небезпечно і як врегулювати ринок Дмитро Березовський 18.04.2025 11:30
- Модель нової індустріалізації України Денис Корольов 17.04.2025 20:15
- Історія з "хеппі ендом" або як вдалося зберегти ветеранський бізнес на київському вокзалі Галина Янченко 17.04.2025 16:18
- Ілюзія захисту: чим загрожують несертифіковані мотошоломи Оксана Левицька 17.04.2025 15:23
- Як комплаєнс допомагає громадським організаціям зміцнити довіру та уникнути ризиків Акім Кібновський 17.04.2025 15:17
- Топ криптофрендлі юрисдикцій: де найкраще розвивати криптобізнес? Дарина Халатьян 17.04.2025 14:18
- Червоні прапорці контрагентів у бізнесі Сергій Пагер 17.04.2025 08:44
-
Оприлюднено текст меморандуму щодо угоди про копалини
Фінанси 13681
-
Угода про надра не визнаватиме допомогу США боргом України – Качка
Бізнес 8768
-
"Якщо заробляємо півтори гривні – щасливі" – власник мережі АЗС
Бізнес 7624
-
"Будуть змішувати, хто як може". Вміст спирту в бензині перевищуватиме 5% – власник АЗС
Бізнес 4323
-
Відмова США від участі в "мирному процесі" – це благословення
Думка 4172