Браконьерство в немецком образовании
Из-за болезни учителей в Германии закрыли начальную школу.
Из-за нехватки учителей, уроки в начальной школе Дабрун в пятницу были отменены
Что общего между двумя этими заголовками? Слово – Lehrermangel (нехватка учителей). Это своеобразное бедствие полностью накрыло систему образования Германии.
Lehrermangel (нехватка учителей) – главная проблема немецкого образования сегодня. Это видно из результатов репрезентативного опроса 1232 директоров школ по поручению Ассоциации образования и обучения (VBE), проведенного с 22 января по 7 марта 2019 года. В ходе опроса 55 процентов опрошенных руководителей школ считают нехватку учителей самой большой проблемой в своей школе. На втором месте стоят проблемы, связанные с инклюзией и интеграцией. Каждый четвертый директор школы сказал, что эти две темы являются одними из самых больших проблем в их школах.
Самые большие проблемы в школах Германии
Эта инфографика показывает нам, какие проблемы и в каких типах школ больше всего волнуют сегодня директоров школ в Германии. Наименьшие проблемы у них с учащимися. Интересно, как бы ответили на эти вопросы директора школ в Украине.
Lehrermangel – нехватка учителей
Inklusion und Integration – инклюзия и интеграция
Arbeitsbelastung, Zeitmangel – рабочая нагрузка и нехватка времени
Eltern der Schüler – родители учеников
Bildungspolitik, Behörden – система образования и руководящие органы
Gebäude - здания
Ausstattung – оснащение школ
Verhalten der Schüler allgemein – поведение учащихся
Вторая колонка – это insgesamt - в целом, и далее типы школ начальная школа; основная, реальная и общая школа; гимназия.
Но вернемся обратно к основной проблеме – нехватке учителей. 45% опрошенных директоров сообщили, что в их школах работают учителями люди, которые не имеют педагогического образования. У этих людей есть высшее образование, но педагогического, нет. Почему же не хватает учителей в школах Германии?
Когда посмотришь со стороны на эту проблему, то трудно сразу все понять. Искать причины нехватки учителей в низкой заработной плате нельзя, так как она у них достойная. Я уже писал об этом: «В Германии зарплата учителя зависит и от стажа, и от того, в каких классах он работает. Так учитель начальных классов с пятнадцатилетним стажем зарабатывает 61 000 евро в год. Учитель средних классов (в Германии до 10-го класса) на 9 процентов больше – 66 000 евро в год, а учитель старших классов – 70 200 евро в год».
Хотя бывший канцлер Германии Герхард Шредер и говорил об учителях, как о «ленивых мешках», отношение к учительской профессии в стране уважительное. Оно отражается как в достойной оплате их труда, так и в бережном отношении к свободному времени учителя. Вот здесь я хочу сделать небольшое отступление и рассказать о своем знакомстве с системой немецкого образования и о своих первых шагах на этом поприще.
В начале февраля 1992 года, после полугодичной переписки, я получил приглашение из частной немецкой школы приехать к ним на стажировку с целью изучения системы частного образования Германии. В приглашении было сказано, что я могу приехать до 14.00 29 июля 1992 года, так как после этого в школе уже никого не будет, кто сможет заниматься мною. Меня, у которого не было ни визы, ни денег, ни хорошего знания немецкого языка, ничего кроме желания, больше всего удивило то, что указано было время – 14.00. Кроме того, приглашение было из школы-интерната, которая называлась Landerziehungsheim Schondorf am Ammersee. Что это такое я не знал. Заглянув в немецко-русский словарь, я прочитал, что это исправительное учреждение. Ничего себе, подумал я, приглашение в колонию. Была не была, где наша не пропадала, в колонию так в колонию, зато в Германии. Это потом уже, когда я ознакомился со всем, то понял, что это элитное учебное заведение, которых в то время в Германии было всего 17, так как обучение там было дорогим. Сколько сегодня родителям этих учеников приходится платить за своих детей в этой школе можно посмотреть здесь. Хочу обратить внимание на дополнительные затраты. Проводятся пробные три дня – 150 евро. С 6-го класса вступительные экзамены в эту школу – 75 евро и т.д.
Школа-пансион Landheim Schondorf
Я успел, и приехал в школу в 10.00 29 июля 1992 года. Мне выделили комнату в трехкомнатной квартире и месячный паек, а потом все исчезли и стали приезжать только 14 сентября 1992 года. В Германии летние каникулы в разное время в разных землях и длятся они в основном полтора месяца. 15 сентября первый педсовет в школе и на следующий день начало занятий. На педсовет я пришел с выученной наизусть речью о себе, так как мой немецкий тогда вообще был никакой. Для меня все было в диковинку. Педсовет проходил в большом зале, где столы были поставлены в форме каре. В углу на столах стояли открытые бутылки с шампанским и винами, рядом лежали бутерброды и тортики. Я не растерялся и для смелости сразу выпил бокал шампанского, а другой взял и поставил перед собой на стол, чтобы выпить его перед своим выступлением. С учетом всего этого, все прошло хорошо. Но не это было главное. Больше всего меня поразило следующее. Перед каждым учителем лежал гроссбух, его годовой план и учителя заглядывали в него, когда обсуждался годовой план школы. Я помню, как один учитель попросил перенести одно мероприятие, намеченное на середину февраля, на час раньше, так как его ученики собирались в этот день поехать в Мюнхен на концерт какой-то рок группы. Все посмотрели в свои планы и согласились. 15 сентября и конец февраля. Все, план с 15 сентября 1992 года по 28 августа 1993 года утвержден и никто, и никуда, и никогда не заставит учителя пойти, поехать, если этого нет в годовом плане.
Помню, как меня первый раз пригласили в гости за три недели до назначенного срока и спросили, приду ли я, замешкавшись, я ответил, что с удовольствием, только не знаю, буду ли свободен в это время. «Так посмотрите в свой годовой план» - сказал мне приглашающий. «Боже мой» подумал я, я приехал из страны, где и на один то день составить план невозможно, а он говорит о годовом. И когда я сказал ему, что в тот день буду свободен, то он засмеялся, говоря, так кто же Вам может сказать что-то делать, если этого нет в годовом плане. Я смотрел на него и думал, вот вроде бы мы говорим на одном языке – немецком, а на самом деле на двух совершенно разных ментальных языках.
Позже я видел как на каникулы: осенние, зимние и весенние, учителя разъезжаются и никто в школу на работу не ходит. На мой вопрос – почему учителя на каникулах не ходят в школу, немецкие учителя в свою очередь удивленно спрашивали, а зачем? Как-то я даже спросил у одного учителя: «А может ли директор вызвать Вас на работу во время каникул?». Учитель задумался на мгновение и сказал: «В принципе может, но ему придется так унижаться, что он на это никогда не пойдет».
На протяжении года я ни разу во время совещаний и планерок не слышал обсуждения вопроса о том, что что-то не сделано из запланированного. В тех же случаях, когда возникало что-то непредвиленное ранее, директор всегда спрашивал, кто может или хочет это сделать. Все календари в стране печатаются на пять лет. Многие вопросы, которые требуют решения, иногда обсуждаются годами, после их принятия они вступают в силу через год, два или даже три года.
Как можно что-либо планировать в стране, где даже государственные праздники объявляются с бухты барахты, в государстве, которое заявляя о своей светскости, стремится «быть святее Папы Римского». Что я имею в виду? А то, что сама религия определила, что определенные религиозные праздники должны проходить в воскресные дни, а светское государство делает следующий день выходным. Что же тогда говорить о повседневности, когда мэр города приглашает директоров школ на незапланированное совещание, срывая учебный процесс, так как директора школ ведь еще и уроки проводят. Руководителю управления образования городского совета следовало бы рассказывать об этом мэру города, а не вносить по его приказу беспорядок в учебный процесс. А совещание может быть и на тему: «Повышение качества образования и укрепление трудовой дисциплины в школьных коллективах города». Говорил ли когда-нибудь, кто-то из директоров о том, что он не пойдет на совещание, так как его нет в годовом плане? Такое невозможно представить, то есть невозможно представить порядок и нормальное управление, невозможно представить уважение к труду людей. К сожалению ненормальность является укладом жизни. Так как же в таком случае общество может хорошо жить. Вот откуда растут ноги у таких выражений: «ты начальник - я дурак, я начальник – ты дурак».
И вот, несмотря на достойную оплату учительского труда, нерабочее каникулярное время, уважение к труду учителя и его свободному времени, учителей в Германии катастрофически не хватает.
Проблема нехватки учителей уже долгое время занимает политиков. Согласно исследованию Фонда Бертельсманна, к 2025 году не будет хватать около 35 000 учителей только в начальных школах.
Согласно опросу среди всех 16 министерств образования федеральных земель Германии, проведенному в 2017 году изданием WirtschaftsWoche, выяснилось, что в немецких школах вакантно около 1800 должностей директоров школ. Особенно неприглядным в этом отношении было положение в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. В этой земле 5106 школ, в 784 не было директоров, то есть в 15 процентах школ отсутствовали директора. А если взять такой вид школы как Hauptschule, то из 311 школ в этой земле в 2017 году, директора были только в 194 школах.
В земле Баден-Вюртемберг гордились тем, что там в 2003 году было введено изучение иностранных языков с первого класса. Они были первопроходцами в этом вопросе в Германии. Но вот в 2017 году им пришлось отказаться от этого, и там теперь начинают изучать иностранные языки только с третьего класса. Почему. Некому учить детей, не хватает учителей.
Как же выходят из этого положения школы? Нанимают на работу специалистов не имеющих высшего образования, переманивают учителей из других земель и школ, обещая более высокие оклады, уговаривают пенсионеров поработать еще немножко. Появился даже такой термин как браконьерство в образовании. Это когда государственные школы «крадут» или заманивают к себе учителей из частных школ, предлагая им более выгодные условия работы.
Начиная с 1992 года, количество частных школ увеличилось на 81%. В последнее десятилетие в стране каждые две недели возникала новая частная школа. Сегодня в Германии каждый десятый ребенок ходит в частную школу. Каждая седьмая школа в стране имеет статус частной школы. Каждый десятый учитель в Германии работает в частной школе. Вот на них то и охотятся государственные школы. И этот процесс, как я уже говорил выше, называют браконьерством.
Пример Германии, когда не хватает учителей, лишний раз показывает, как нелегок труд учителя. Я вспоминаю такой случай. Однажды, когда я работал завучем в школе, ко мне пришел родитель одного ученика, не помню уже по какому вопросу. Как раз только что прозвучал звонок с урока, и я попросил его подождать в коридоре, так как мне надо было решить некоторые вопросы с учениками. После перемены мы зашли ко мне в кабинет и первое, что он мне сказал: «Знаете, Владимир Григорьевич, я уже пять лет работаю на заводе автозапчастей в кузнечном цехе. У меня целый день работает пресс, после работы я чувствую себя уставшим, но в хорошем состоянии. Здесь я постоял 15 минут на переменке и у меня голова раскалывается, и я бы их всех …». «Отправили на урок» - закончил я, чтобы он не сказал то, что хотел сказать.
Учительский труд нелегок как в Германии, так и в Украине, вот только отношение к нему в этих двух странах разное. Я понимаю, что нельзя мгновенно сделать оплату труда учителя такую же, как в Германии. Но ведь для того, чтобы уважительно относиться к труду учителя в Украине, к его свободному времени, финансовых затрат не надо. Так в чем же дело?
- Трансплантація органів в Україні: відродження надії чи етичний виклик? Дмитро Зенкін вчора о 16:40
- Американські спонсори російського тероризму Володимир Горковенко 11.01.2025 23:52
- Китайські електрокари та регуляторна політика ЄС: чи є шанс у Європи вийти з кризи? Олексій Гнатенко 11.01.2025 12:47
- Перший президент США, який вступить на посаду із судимістю Світлана Приймак 10.01.2025 17:36
- Советы по обжалованию штрафов за отсутствие военного документа Віра Тарасенко 10.01.2025 17:16
- Три покарання за одне порушення – це абсурд. Маємо залишити одне адекватне Галина Янченко 10.01.2025 16:03
- Колективний договір як гарант трудових прав: практика, виклики, і закордонний досвід Дмитро Зенкін 10.01.2025 15:18
- Фактична перевірка податковою і місце її проведення Леся Дубчак 10.01.2025 13:57
- Про пенсії і справедливісь Андрій Павловський 10.01.2025 12:44
- 50% піратських сервісів – російські. Яку загрозу це становить для українців? В’ячеслав Мієнко 10.01.2025 10:00
- Нові правила ліцензування у 2025 році: що зміниться для бізнесу? Юлія Мороз 10.01.2025 09:49
- Як ірландський досвід (не)резонує українську драму Ірина Голіздра 09.01.2025 16:38
- Опіка над майном безвісно відсутніх осіб: як законодавчі зміни змінюють реальність? Світлана Приймак 09.01.2025 14:21
- Інновація у збереженні енергії в епоху ВДЕ Олексій Гнатенко 09.01.2025 11:37
- Міжнародна енергетична співпраця: виклики, можливості та юридичні аспекти Ростислав Никітенко 09.01.2025 11:36
-
Таки вся Одеса за це пересварилась. Що одесити думають про деколонізацію
47136
-
Від волонтерства до бізнесу: як ветлікар став партнером Нової пошти у прифронтовому місті
Бізнес 4303
-
На Миколаївщині відкрили новий митний термінал – фото
Бізнес 4032
-
Крайня північ України. Новгород-Сіверський – місто, де говорять про обстріли, ціни та "ждунів"
3248
-
Як Ілон Маск перетворює соцмережу Х на політичний інструмент
Думка 2530