Как государство препятствует экомодернизации предприятий
Чтобы достичь экономического роста и чистой окружающей среды, государству и бизнесу пора начать сотрудничать
Промышленные предприятия в процессе работы неизбежно создают нагрузку на окружающую среду. Украинское государство видит один способ регулировать эту нагрузку – повышать ставки экологического налога. С одной стороны, вроде бы логично. Ведь повышение расходов на оплату экологического налога заставляет предприятия задумываться о проведении экологической модернизации, чтобы в будущем минимизировать уплату эконалога.
Но, с другой стороны, для реализации природоохранных мероприятий компаниям необходимы финансовые ресурсы, доступ к которым в Украине сильно ограничен. Повышая ставки экологического налога, государство уменьшает свободные средства предприятий, которые могли бы использоваться для финансирования экологических проектов. Получается парадокс: хотели простимулировать предприятия проводить экомодернизацию, а по факту препятствуем ей.
В 2018 году в сводный бюджет поступило 4,9 млрд грн от уплаты экологического налога. За этот же период капитальные инвестиции сектора государственного управления и обороны в природоохранные мероприятия составили лишь 625 млн грн. Выходит, государство направляет на охрану окружающей природной среды гораздо меньшие суммы, чем собрано эконалога.
Есть все основания полагать, что частные предприятия могли бы гораздо эффективнее использовать перечисленные в бюджет средства, реализовав больше проектов. Если бы, конечно, эти средства оставались в распоряжении предприятий.
В Украине предприятия и так инвестируют в охрану окружающей среды больше, чем государство: 9,4 млрд грн против 625 млн грн в 2018 году, по данным Госстата. Безусловно, у государства много других функций и задач. В таком случае логично создавать условия, которые позволяли бы предприятиям самим наращивать объемы инвестиций в природоохранные проекты.
Посмотрим, как решает проблему привлечения экологических инвестиций Евросоюз. Нашумевший проект European Green Deal рассчитывает привлечь в течение 2021-2030 гг. минимум €1 трлн инвестиций, из которых 64% – различные инструменты государственной поддержки. В их числе – средства бюджета ЕС, средства национальных структурных фондов, средства фондов Европейской системы торговли квотами.
В Украине нет такой, как в Евросоюзе, системы институций для финансирования экологических проектов. Да и финансовые возможности украинского государства ограничены. Что можно сделать в текущих условиях? Обратить внимание на экологический налог, который уже аккумулируется в государственном и местных бюджетах. Сейчас эффективность использования поступлений эконалога, мягко говоря, подвергается сомнению как предприятиями, так и экспертами.
Есть предложение Европейской Бизнес Ассоциации разрешить предприятиям использовать до 70% начисленного эконалога для финансирования экологических проектов. Как это может выглядеть на практике?
Например, по результатам года крупное металлургическое предприятие начислило $5,7 млн экологического налога к уплате. Оно может уменьшить эту сумму на 70%, перечислив в сводный бюджет $1,7 млн. Оставшиеся $4 млн могут выступить частичной компенсацией экологического проекта на $20 млн (такие проекты реализуются в металлургии, например для минимизации выбросов СО2). Благодаря такой компенсации предприятие получит возможность осуществлять больше природоохранных проектов, снижая нагрузку на окружающую среду. Таким образом действительно стимулируется экологическая модернизация и достигаются цели устойчивого развития.
У промышленных предприятий и государства есть общие задачи в экологической сфере. Государство заинтересовано в снижении техногенной нагрузки на окружающую среду. Предприятия, являясь ответственным бизнесом, также стремятся к сокращению загрязнения. Учитывая совпадение интересов, государству и предприятиям целесообразно сотрудничать, чтобы вместе и быстрее достичь желаемых результатов: экономического роста и чистой окружающей среды.
- Чому люди дурні, а ШІ стане Президентом Тайваню Олег Короташ 07:30
- Робоче навантаження аудитора або чому варто навчитися грамотному плануванню аудиту Ольга Рубитель вчора о 19:36
- Повноваження суду самостійно розраховувати податковий борг для платника податків Євген Морозов вчора о 10:05
- Антисоціальні подарунки під ялинку від слуг народу Андрій Павловський 04.01.2025 11:54
- Здійснення оплати судового збору особою, яка не є стороною у справі Євген Морозов 04.01.2025 10:19
- Міцний крафт в Україні: як недосконале законодавство гальмує галузь Катерина Камишева 04.01.2025 00:16
- Імпорт російського урану до Німеччини зріс майже 70% Володимир Горковенко 03.01.2025 22:07
- Чи є місце Ханукії в центрі Києва? Олег Вишняков 03.01.2025 13:28
- Про газ для "чайників" Євген Магда 03.01.2025 12:23
- Особливості аудиту земельних ділянок для успішної реалізації будівельних проєктів Ольга Сидорчук 03.01.2025 11:39
- Витяг з держреєстру не є належним доказом самопредставництва в суді для юрособи Євген Морозов 03.01.2025 09:35
- Як стати відомим адвокатом за 1 рік? Тетяна Лежух 02.01.2025 16:26
- Як українським трейдерам успішно працювати на біржі EPEX Spot Ростислав Никітенко 02.01.2025 12:29
- Синьо-жовтий прапор у Гаазі: як Україна змінює правила глобального правосуддя Дмитро Зенкін 02.01.2025 12:05
- Юридичні послуги у 2025 році: виклики, перспективи та етика професії Світлана Приймак 02.01.2025 10:00
-
"Не залишиться місць, де можна сховати награбоване". АРМА впроваджує в роботу супутники
Бізнес 11206
-
Байден заборонить нові нафтові розробки на площах Атлантики та Тихого океану
Бізнес 9869
-
Криза в російській авіації: одразу у двох літаків відмовили двигуни під час польотів
Бізнес 7060
-
Серіал "Дипломатка" претендує на "Золотий глобус": продюсерка й актори розповідають про шоу
Життя 3344
-
П’ять архітектурних проєктів, що можуть змінити світ у 2025 році — фото
Життя 2715