Почему "Зброя та безпека" должны работать не только на экспозиции
Заметки после выставки.
Недавно в Киеве состоялась выставка «Зброя та безпека 2019», где ведущие предприятия страны представили новые разработки. Событие получилось зрелищным и привлекло немало СМИ. Мне тоже удалось побывать там и посмотреть на новые образцы украинской техники. Но выставка заканчивается, а вдохновение рассеивается.
Давайте посмотрим критически: в Украине каждый год на профильном событии представляют немало интересных решений. Но многие из них так и остаются на стадии концепта, а другие – реализуются в заметно ухудшенном виде. В чем причина? Труд и таланты инженеров и разработчиков все еще натыкаются на коррупционную махину старых госпредприятий.
Укроборонпром – государственный концерн с колоссальными бюджетными закупками и практически нулевой прозрачностью, которая, конечно, объясняется наличием государственной тайны и вытекающей отсюда секретностью. Зато в тех ситуациях, когда нелицеприятная правда прорывается наружу – возникает скандал. Последний из таких громких скандалов, как мы помним, был весной этого года. После него Верховная Рада еще прошлого созыва пыталась принять компромиссные законы, которые вместе с ликвидацией Укроборонпрома, тем не менее, сохранили бы не самую прозрачную структуру работы предприятий.
Не удивительно, что от этой идеи отказались ввиду ее очевидного популизма и отсутствия в законопроекте стратегии преобразования отрасли. Такой стратегии, которая включала бы в себя перезагрузку всех звеньев цепи производства и поставок. Такой стратегии, которая контролировалась бы независимыми экспертами и реализовывалась без учета чьих-либо политических дивидендов. Опять-таки, такой стратегии, в которой все процессы были бы сбалансированы, а действия просчитанными и разумно осторожными, как это и подобает для воюющей страны.
Сегодня Укроборонпром – это множество унитарных предприятий в составе единого концерна, подчиненного Кабмину. В итоге у властных структур сосредоточено такое множество рычагов управления в виде разного рода директив, которые пытаются внедрять на заводах, что их эффективность только падает. И, как следствие, весь этот громоздкий механизм не работает. Решить проблему можно попытаться, предоставив большую автономность руководителям на местах, вместе с тем повысив и прозрачность, и ответственность, перейдя, например, на структуру аукционов. А во избежание рисков, повторюсь, процесс должен проходить под максимальным надзором, чтобы важные активы не стали инструментом шантажа в руках отдельных олигархов.
Сейчас концерном руководит опытный управленец Айварас Абромавичюс. Его первые действия – смена менеджмента. Пока это выглядит убедительно. Однако проблема в автономности этих менеджеров все еще остается, ведь если их действия настолько регламентированы центром, то даже лучшие из привлеченных специалистов мало что смогут изменить. И, если новое руководство страны действительно заинтересовано в реформе госконцерна, процесс его управления и финансирования уже в ближайшее время должен быть перезапущен с допуском независимых игроков.
Не нужно воспринимать Укроборонпром как свалку металлолома, у предприятий концерна очень высокий потенциал. И на протяжении многих лет украинские инженеры в весьма сложных условиях тем не менее создают образцы мирового уровня. Только на последней выставке, по данным СМИ, было 135 образцов техники, из которых 6 – совершенно новые. А если к плодам труда разработчиков добавить эффективный менеджмент, то мы получим не только значительное усиление обороноспособности страны, но также новые возможности экспорта.
В целом выставку «Зброя та безпека 2019» стоит воспринимать как демонстрацию возможностей, а не достижений. Гораздо более важна та работа, которая происходит в период между такими ежегодными эффектными показами новинок. Работа незаметная, но в конечном итоге определяющая, насколько наша страна защищена.
- Що означає бути громадянином? Дмитро Зенкін 09:44
- Дві нові "гарячі точки" в Азійському регіоні Георгій Тука 07:54
- Європейський вибір України: Як суспільство звільняється від пострадянського минулого Штефан Сабау вчора о 23:00
- Дзеркальні кроки – основа переговорного процесу Сергій Пєтков вчора о 07:28
- Післяплата через Нову пошту та NovaPay: чи потрібен фіскальний чек? Арсен Маринушкін вчора о 00:43
- ТЦК проти позову: розбираю відзив на позов, коментую, відповіді Павло Васильєв 25.04.2025 21:39
- Очікування vs реальність: правда про старт кар’єри в IT Сергій Немчинський 25.04.2025 10:36
- З чого починати описувати бізнес-процеси? Жанна Кудрицька 24.04.2025 23:46
- Неустойка за неповернення майна з оренди: між штрафом та пенею Дмитро Шаповал 24.04.2025 13:56
- Стягнення шкоди з закладу освіти та батьків внаслідок пошкодження ока дитині Артур Кір’яков 24.04.2025 13:11
- СЗЧ – вихід з ситуації є Сергій Пєтков 24.04.2025 10:18
- Декілька ФОП: оптимізація податків чи дроблення бізнесу? Сергій Пагер 24.04.2025 09:07
- Захист дітей від насильства: як працює модель Барнахус в Україні та Польщі Галина Скіпальська 23.04.2025 17:02
- ПРРО як шлях до детенізації бізнесу та збільшення надхожень у бюджет Андрій Сухов 23.04.2025 11:59
- Cпеціальні військові операції – міжнародна політика кремля Сергій Пєтков 23.04.2025 10:18
- ТЦК проти позову: розбираю відзив на позов, коментую, відповіді 396
- Захист дітей від насильства: як працює модель Барнахус в Україні та Польщі 123
- ТЦК – треш, хайп, фейк або соціальна допомога військовим та їх сім’ям 109
- Китай закручує "рідкоземельну гайку". Як Україні скористатися своїм шансом? 98
- За фасадом новобудови: як виявити ризики перед купівлею 95
-
Зрадник Сальдо отримав підозру за заволодіння Херсонською нафтоперевалкою
Бізнес 7105
-
У Польщі зірвали спробу повернення російських дискаунтерів
Бізнес 6023
-
Скільки коштує стати блогером у 2025: реальні історії інфлюенсерок про старт, витрати та заробіток
Життя 3811
-
"Неможливо забути, що цукерка солодка". Репортаж з ребцентру для залежних, де лікуються військові
3719
-
Мої діти гралися з дітьми з Кривого Рогу — війна спонукала польського режисера зняти фільм в Україні
Життя 2837