Война как двигатель прогресса
Возможно ли развитие оборонно-промышленного комплекса в условиях войны? Кто-то скажет, что это нереально. Но у нас просто нет другого выхода, а история знает очень хорошие примеры. Показательный из них - Израиль.
Мы все переживаем о том, есть ли у наших солдат бронежилеты и шлемы. И я самвозил в АТО бойцам амуницию, понимая, что государство не обеспечит ихсовременным снаряжением. Но всё это пассивные методы защиты. Защита от ужепролетевшей со стороны противника пули. А вот о том, чтобы это пуля не былавыпущена, заботятся у нас мало. Сейчас развитие вооружения – это не кто дальшеи мощнее выстрелит. Сейчас развитие –это высокие технологии, методы активной защиты и предотвращения атак.
Во время последнего посещения Израиля мне напомнили об однойгромкой истории.
Израиль обменял своего пленного солдата натысячу палестинцев. Вдумайтесь - одного на тысячу! И в этом событии никто изместных не видит пафоса или желания политиков попиариться. Это отношение государствак своим гражданам.
Сохранение жизни человекапоставлено здесь во главу угла, в том числе и в разработках оборонно-промышленного комплекса.Упор сделан на технологические новшества: боевые роботы-автомобили, способныепатрулировать и вести бой, роботы-разведчики, роботы для эвакуации раненых, дляразминирования, ведения боевых действий в городских условиях, автоматическиепулеметные вышки на границе и т.д. Ну, и, конечно же, система ПРО Железныйкупол, которая перехватывает тысячи ракет противника. И все этивысокотехнологичные разработки созданы небольшим государством в условияхдлящейся войны.
Постоянная угроза стала основнымстимулом для израильтян в развитии оружия и построении современной армии.
Сейчас Израиль среди мировых лидеров-экспортеров вооружения – 75 процентов продается за рубеж, а 25 идетна потребности своей армии. Но что интересно, вооруженные силы Израиля получаютновейшие разработки 6-го поколения,в то время как на экспорт в основном уходит продукция четвертого.
Отдельное место в израильском ОПК занимаютбеспилотные летательные аппараты. Тутпроизводятся десятки модификаций. От миниатюрных, размером меньше ладони, дополноценных самолетов, в которых просто нет пилота - это самый большойбеспилотник в мире Eitan,разработанный совместно самериканцами. И более поздняя его модификаци - СуперХерон.
Беспилотникпредназначен для ведения разведки, наблюдения и целеуказания, а при обеспечениидозаправки в воздухе, его можно использовать как стратегический бомбардировщик.
В составбортовой аппаратуры БПЛА Eitan входит: система слежения и обнаружения целей воптическом, инфракрасном и радиодиапазонах, антиобледенительная система,система автоматического взлета и посадки (ATOL). Беспилотник оборудовансистемой спутниковой навигации и авионикой с тройным резервированием. Возможнооснащение средствами управления огнем и ударным комплексом.
Для понимания масштабов развития беспилотнойавиации назову несколько цифр. Например, в США на вооружении стоит боле 10тысяч БПЛА различных модификаций. А что же в Украине? Тут речь идет не отысячах, а о десятках, а если говорить о высокотехнологичных беспилотниках, то- о единицах.
Несколько летназад Министерство обороны Украины купило два израильских беспилотника. Конечноне таких как Eitan,а значительно проще, но каждый обошелся $1,3 млн. Витоге один был разбит во время учений, второй пылился где-то на складах,поскольку не было кому им управлять.
Вообще вопросоператоров БПЛА стоит довольно остро и в других странах. Профессиональныепилоты, как оказалось, не сильно подходят на эту роль, поэтому часто воператоры набирают совсем молодых людей, которые хорошо управляются скомпьютерными играми и интуитивно хорошо справляются с управлениембеспилотниками. Кроме того, не так боятся материальной ответственности за ихпотерю.
К сожалению то,что сейчас используется нашей армией скорей можно отнести к любительскимаппаратам. Ими трудно управлять, возможности сильно ограничены – отсутствиекачественного наблюдения ночью и способности передавать необходимые объемыданных.
Хотя в Украинеесть несколько конструкторских бюро, которые имеют серьезные разработки в этойотрасли. Но как всегда путь от идеи до результата или точнее до принятия навооружение, в Украине слишком длинный и сложный.
Украинская сторона вела переговоры с Израилемо покупке беспилотников, но они завершились ничем. В сентябре Израиль решил непродавать нам БПЛА, не желая дразнить РФ, которая могла увеличить поставкиоружия Сирии и Ирану, у которых с Израилем напряженные отношения. В октябрепереговоры возобновились, но результата пока что нет. Утешением может служитьтолько то, что и сотрудничество с Россией в этой сфере они тоже заморозили.
В то же время разработками занялось почти двадесятка частных компаний и просто энтузиастов. И это хорошо. Руководители избольших кабинетов почем-то всегда скептически относились к частнымразработчикам, считая, что госпредприятия способны самостоятельно выполнитьлюбую работу. Но это далеко не так. Частник всегда лучше мотивирован ипоказывает результаты, как правило, и быстрей, и качественней. Поэтомуправильная, сбалансированная программагосударственно-частного партнерства в сфере ОПК даст приток свежих идей. Только необходимо поддержать эти начинания нагосударственном уровне.
Этомумог бы способствовать государственный венчурный фонд для инвестирования в стартап-проекты. Современное оружие - это высокиетехнологи и средства ведения кибервойн, программы шпионы и прочая научнаяфантастика, которая в странах с развитым ОПК давно стала реальностью.
Возвращаяськ опыту Израиля хочу отметитьчто, что абсолютно разные компании и людей там объединяет одно – в лицегосударства они чувствуют поддержку, и видят в нем надежного партнера. Агосударство понимает, что благодаря новым разработкам и инновациям странаполучает возможность занимать лидирующие позиции на мировой арене.
Израильживой пример того, что в условиях войны не только можно, но и жизненнонеобходимо развивать свой военно-промышленный комплекс. Войну они не могут выиграть априори, в силуограниченности человеческих ресурсов, территории т.д. Но в то же время, Израильза 50 лет создал современную, боеспособную армию и последние 15 лет вооруженныесилы оснащаются высокотехнологичным оружием и средствами защиты. Научная и конструкторская мысль работает на главное – средствасохранения жизни солдат и мирного населения.
Ставкаделается не на тяжелое вооружение, а на технологии. Создавать которые Израильзаставила как раз постоянная война и необходимость защищать свой дом.
Боевой робот-автомобиль «Guardium», способен вести бой втемноте, патрулировать улицы, распознавая дорожную разметку, реагировать наподозрительную активность или движение, при необходимости эвакуироватьраненных. Робот вездеход, робот дляведения боевых действий в городе и разведки, роботы для разминирования,доставки грузов, миниатюрные роботы-разведчики, даже в форме змеи и имитирующиеее движения. Разрабатывается миниатюрный летающий робот-шершень, способныйраспознать и уничтожить противника.
Большоевнимание уделяется кибербезопасности.Это направление работы специального подразделения 8200 – израильской военнойслужбы радиоэлектронной разведки.
В целом, по сравнению с другими отраслямивоенного производства, радиоэлектронная промышленность является наиболееразвитой, перспективной и успешно конкурирующей на мировом рынке вооружения вотрасли ведения кибервойн.
ВУкраине же отсутствует комплексная стратегия информационной кибербезопасности. Государственные структуры, которые должны ееобеспечивать давно показали свою несостоятельность. Даже небольшая DDOS-атака способна заблокироватьправительственные веб-ресурсы. И все этопри огромном потенциале Украины в IT-отрасли. Внашей стране работают одни из лучших программистов, а кадровый потенциалоценивается в 200 000 специалистов.И при таком ресурсе мы не защищены от кибератак. Государство не нашло формы взаимодействия с аналитиками ипрограммистами. А сейчас это нам жизненно необходимо.
Предметгордости Израиля: системы ПРО Железныйкупол и Железный луч, которые работаютна перехват и уничтожение ракет противника и беспилотных летательныхаппаратов; новые поколенияразведывательных беспилотников, которые способны находится в воздухе уже более50 часов; система наблюдения сквозь стены для ведения боевых действий внаселенных пунктах; система защиты авиации о ПЗРК и многое другое. Все этосоздано, в том числе и частными компаниями. Экспорт приносит около семимиллиардов долларов в год. И это несчитая сделок в областикибербезопасности - на 3 млрд. долларовв 2013-м году.
И это небольшая страна с населением в 8 млн.человек. Всё это стало возможным, поскольку в Израиле быстро поняли, что самое ценное в государстве – это человек.А количество стартап и инновационныхкомпаний здесь такое же, как в США – почти 5-ть тысяч.
Израиль стал фактически первойстраной в мире, которая оказывала государственную поддержку начинающимкомпаниям. Стартап компании на три года освобождают от уплаты налогов, четыремесяца бесплатно учат и предоставляют кредит в 30 тыс. долларов
В Израиле научились доводить разработки ученых до состояниярыночного продукта. И как раз постоянная войны дало толчок развитию технологий.
При каждом университете есть компании технологического трансфера.Функционируют бизнес-инкубаторы, каждый из которых развивает в среднем 10 стартапов одновременно.Новое предприятие набирает силы в «теплице» в течение двух-трёх лет, а затемуходит в самостоятельное плавание. Если проект оказывается успешным, бизнесменвозвращает деньги посредством выплаты роялти - обычно 3-4% с продаж. Если женет, предприниматель не несетответственности перед государством. В связи с этим и проводится тщательныйотбор заявок.
Всю эту работу координирует БюроГлавного ученого при Министерстве промышленности и торговли.
Израиль вызывает реальный интерескрупнейших международных корпораций. Здесь присутствуют мультинациональныекомпании, такие как: Microsoft, Cisco Systems, Motorola, IBM, Intel, Google,Apple.
Кто мешает начать подобный процесс в Украине? Понятно, что всегда есть местнаяспецифика. Но венчурные компании давно успешно работают в Украине. Ужесейчас можно создать государственный фонд венчурного капитала. Начинать работуи в процессе устранять нестыковки в законодательстве, вносить необходимыепоправки. Объединить усилия с частными венчурными компаниями.
Примерно по такому пути шли вИзраиле.
Вы знаете о том, что привычнуювсем нам флэшку, без которой сейчас не обойтись, изобрели в израильскойкомпании? Операционная система Windows XP тоже разрабатывалась тут. Все этоделали люди, в которых государство не побоялось инвестировать.
- Чи варто шукати справедливості у країні чиновників? Любов Шпак 20:42
- Изменения в порядок оформления отсрочки. Постановление 1558 и 560 Віра Тарасенко 18:49
- Документи в умовах окупації: між правом та реальністю Дмитро Зенкін 17:06
- Івенти для покоління Хоумлендерів. Особливості та деякі думки Олексій Куліков 16:12
- Спецоперація проти "Глобино" Євген Магда 14:29
- Податок на посилки: думки щодо за і проти цієї ініціативи Олег Пендзин 14:20
- Нумерологія в податках. Цифра 11 Євген Власов 12:21
- Америка поза глобальною грою: філософія відступу чи стратегічна помилка? Світлана Приймак 09:00
- Думка первинна, чули? Катерина Мілютенко вчора о 23:42
- 21% українців, які хотіли б емігрувати – це катастрофа Володимир Горковенко вчора о 16:07
- Як ШІ змінює закупівлі: клієнти-машини та криза кадрів Марина Трепова вчора о 15:12
- Пеня на заборгованість по аліментах: поняття, порядок нарахування та граничний розмір Леся Дубчак вчора о 15:01
- Правила ефективного партнерства в адвокатурі Тетяна Лежух вчора о 13:33
- Перемир’я між Ізраїлем і ХАМАС: виклики та перспективи після 15 місяців конфлікту Олег Вишняков вчора о 13:25
- Як корпоративний медичний одяг змінює клініку: мій досвід Павло Астахов вчора о 09:26
-
Забудьте про молодь. Її в Україні не буде
Думка 11799
-
"Січневий яйцепад". Хто обвалив ціни на яйця
Бізнес 3342
-
США висунули Путіну ультиматум: що насправді хотів сказати Трамп
Думка 2838
-
TikTok погодиться на угоду, щоб залишитися доступним у США
Бізнес 1966
-
Дешево, але дорого. Порівняння вартості життя у Києві та інших європейських містах
Інфографіка 1918